ДОП Шашки-шахматы 24

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск

Принята на заседании
педагогического совета
от « 30» июня 2024 г.
протокол № 5

Утверждено
приказом заведующего МАДОУ
детский сад № 51 Е.В.Кругловой
от 31.07.2024 г №83-од

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шашки-шахматы»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год:64 часа.
Возрастная категория: от 4,5 до 6 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной
основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ______
Составитель: Петрова К.В.
воспитатель МАДОУ детский сад № 51
г.Новороссийск, 2024г
1

Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.

Пояснительная записка программы:

2.1.

Направленность

2.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

2.3.

Формы обучения

2.4.

Режим занятий

2.5.

Особенности организации образовательного процесса

3.

Цель и задачи программы.

4.

Учебный план.

5.

Содержание программы.

6.

Планируемые результаты.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
7.

Календарный учебный график.

8.

Раздел программы «Воспитание»

9.

Условия реализации программы

10.

Формы аттестации.

11.

Оценочные материалы.

12.

Методические материалы.
Список литературы.

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2. Пояснительная записка
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся
обстановке и т.д. Шашки и шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства,
могут вырабатывать в учащихся эти черты наиболее эффективно.
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Данная программа является программой физкультурно – спортивной направленности,
так как эта интересная захватывающая интеллектуальная игра в шашки прекрасно
развивает мыслительную деятельность, комбинационные способности, память,
положительно влияет на интеллект и благотворно воздействует на духовное развитие
ребенка. Ребенок становится более усидчивым, более внимательным, более вдумчивым и
самостоятельным в принятии решений.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности разработана и составлена на основании
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей
развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и
развития талантов;
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N
66403);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
9. Постановление Главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»» (гл. VI);
в соответствии с:

3

- письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015г №09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- письмом Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по
составлению рабочих программ, учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования» от 17.07.2015г № 47-10474/15-14;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий от 20 марта 2020г. Министерство просвещения РФ;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск;
Лицензии МАДОУ детский сад № 51 на образовательную деятельность и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физкультурноспортивной направленности и спецификой работы учреждения.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна: программы занятий обусловлена усвоением основ знаний по теории и практике
игры в шахматы и шашки в сказочном виде. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей
деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и
личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование
в процессе обучения развивающих игр. Однако игровые приемы являются в данном случае
не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации
коллективной
познавательной
деятельности,
позволяют
создать
обстановку
непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка
естественно, как бы само собой. В творческом отношении систематические занятия по
данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно
рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации,
предвидеть замыслы партнера. Программа построена таким образом, чтобы это желание
постепенно переросло в устойчивый интерес.
Данная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в процессе игровых положений с ограниченным
количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура
против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы и шашки обусловлена поиском
эффективных методов умственного развития детей дошкольного возраста. Идея
использования игры в шахматы и шашки научно и практически давно апробирована и, так
или иначе, реализуется во многих странах. Доктор психологических наук Д. Б.
Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом:
«Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления.
Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления.
Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации
оттачивает ядро умственных способностей человека. Кроме того, игра в шашки и шахматы
4

создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина,
а также таких качеств личности, как выдержка и воля. Начинать первоначальное знакомство
с основами шашек и шахмат можно в детском саду.
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего
поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку
развитие современного общества носит перманентный и динамический характер,
постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких
знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться
к подобным изменениям. В гипотетическом плане целенаправленное внедрение
шахматной игры в учебно-воспитательный процесс будет способствовать не только
интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Использование шахмат и шашек позволит развивать детей в процессе игры, а игра
является ведущим видом деятельности дошкольников. Игра в шахматы и шашки
дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это
развитие памяти. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника,
способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость,
внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шахматы и шашки в дошкольном
возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам
чемпионата мира сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее
и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают
характер».
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы.
Игра в шашки и шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шашках и шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера, удовлетворение
потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы
заключается в том, что она помогает дошкольникам делать первые шаги в мире
практических шашек и шахмат, используя различные оригинальные методы и приемы,
увлекательные педагогические технологии (игровые, развивающие) с целью привлечения
детей и родителей к совместным занятиям шахматами, изучению турнирных правил и норм
поведения, этики игр в шашки и шахматы, участию в соревнованиях, шахматных
викторинах и т.п.
Педагог в своей работе использует данные методы и приемы, считая их обоснованными,
приемлемыми в данной ситуации. В образовательном процессе используется метод
5

освоения правил игры через сказочные истории, что даёт возможность детям с разным
уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической
деятельностью ребенка на занятии.
В основу программы взят учебно-методический материал и богатейший опыт, педагоговпрактиков Сидорычева В. Н., Кузина. А. В., Коновалова Н. В., Скаржинского Н. С.
Адресат программы. Принимаются все желающие разной степени подготовленности в
возрасте от 4,5 до 7 лет. Комплектование не имеет преимуществ физического или
интеллектуального характера. Основанием приема детей служит заявление от родителей и
желание ребенка. В процессе обучения в объединение могут быть зачислены обучающиеся,
не занимающиеся в группе в течение учебного года. Условия приема детей: запись на
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется
через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/ и заявления от родителей в очной форме.
Уровень программы Курс программы является стартовым (ознакомительным) знакомит с
азами практических шашек и шахмат. Деятельность осуществляется в разновозрастной
группе до 15 человек. Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших
детей в любой временной период учебного года. Немаловажно обязательное
сотрудничество педагогов и родителей (лица, их заменяющие). Программа рассчитана на
один год обучения.
2.3. Формы обучения – очная (с дифференцированным подходом).
2.4. Режим занятий - Программа рассчитана на один год обучения. Группы формируются
по разновозрастному принципу 4,5-7 лет. Программа объединения предусматривает
индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Занятия проводятся 2
раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность учебного часа для
разновозрастных групп 25-30 мин, программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа.
Количество учащихся в разновозрастных группах от 10 до 15 человек.
Программа реализуется на русском языке.
2.5. Особенности организации образовательного процесса
Формы занятий:
- подгрупповые занятия, игровая
- деятельность; самостоятельная (практическая) деятельность;
- совместная деятельность с педагогом; парная деятельность, командная работа;
- контрольные (открытые) и итоговые занятия (согласно данной программе).
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теорию игры в шашки и шахматы через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем
изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Все разделы Программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод
придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
6

запоминания и освоения материала, повышает эмоциональный фон занятий, способствует
развитию мышления и творческих способностей воспитанников
3. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы ребенка; формирование первоначальных знаний, умений и
навыков шахматной игры и игры в шашки.
Предметные:
- формировать устойчивый интерес к игре в шашки и шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шашки, уголки, дамки,
шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске,
ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шашечной, шахматной игры,
учить детей во время шашечной, шахматной партии действовать в соответствии с этими
правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а
также умению применять полученные знания в процессе игры;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой
практики за шахматной доской;
- учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию..
Личностные:
-воспитание отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,
уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- воспитание навыков культурного поведения, чувства личной ответственности
посредством участия в командных действиях;
- развитие здоровье сберегающих компетенцией, мотивации к ведению здорового образа
жизни
Метапредметные:
-развитие стремления детей к самостоятельности;
-развитие умственных способностей обучающихся: логического мышления, речи, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
-осуществление всестороннего физического развития обучающихся;
-формирование и развитие коммуникативных способностей ребенка.
Программа реализуется на русском языке.
4. Учебный план
№ п/п

Раздел программы

1

Организационное
занятие.

2

История возникновения
шашечной игры.
Знакомство с шашечной
доской.

Количество часов
всего
теория
практика
1
0,25
0,75

3

0,25

2,75

Форма аттестации
контроля
Игра «Собери пазлы». Дети
должны собрать
произвольно разрезанную
шахматную доску.
Игра «Пятый лишний». На
карточках шахматные
фигуры, пешки, фишки и т.
д. Найти лишнюю фигуру.

7

3

Азбука шашечной игры.

6

0,5

5,5

Игра «Смотрите
внимательно». На
произвольном отрывке
шашечной доски
расположить фишки
произвольно. Дать
посмотреть внимательно, а
затем на своих карточках
дети должны расставить
фишки по памяти.

4

Правила шашечной игры.
(уголки – 3,4,
классическая игра)

7

0,5

6,5

Игра «Найди ошибку»

6

0,5

5,5

Игра «Учимся считать». На
шашечной таблице, (на
белых клетках нарисованы
числа по шашечным
фишкам, а на черных
клетках надо положить
цифры, которые
соответствуют числу фишек.
Вариант: дать команду на
пространственную
ориентировку.

4

0,75

3,25

Игра «Зеркало». Дети
должны выложить фишки в
зеркальном отображении.

5
Игра «Русские шашки

6

Общие принципы
разыгрывание партии

Модуль «Шахматы»
1

Шахматное королевство,
адреса на шахматной
доске
Знакомство с
шахматными фигурами,
пешками
Знакомство с Ладьями

2

0,5

1,5

Игра «Загадки на доске».
Работа в тетради (листе)

4

0,5

3,5

Игра «Чудесный мешочек»,
«Кто правильно расставит»

3

0,5

2,5

4

Знакомство со Слонами и
тренировочные позиции

6

0,5

5,5

5

Знакомство с Ферзями

4

0,5

3,5

6

Знакомство с Конями

4

0,5

3,5

7

Знакомство с Королями

3

0,5

2,5

Игра «Чудесный мешочек»,
«Кто правильно расставит»
Работа в тетради (нарисуй
ход)
Игра «Чудесный мешочек»,
«Кто правильно расставит»
Работа в тетради (нарисуй
ход)
Игра «Чудесный мешочек»,
«Кто правильно расставит»
Работа в тетради (нарисуй
ход)
Игра «Чудесный мешочек»,
«Кто правильно расставит»
Работа в тетради (нарисуй
ход)
Игра «Чудесный мешочек»,
«Решение задач»

2
3

8

8

Знакомство с сильными и
слабыми фигурами в
шахматах. Знакомство с
легкими и тяжелыми
фигурами в шахматах.

4

0,5

3,5

Игра «Что изменилось?». На
доске 5-6 фигур. Убрать
фигуру, добавить или
изменить местоположение

9

Шах и мат.

2

0,5

1,5

Игра «Правильнонеправильно». На доске
распложены фигуры в
исходной позиции. Какие
занимают свой «домик», а
какие «заблудились»?

10

Игра в шахматы.

4

0,5

3,5

Игра «Узнай по
описанию». Описывается
фигура, дети угадывают.

11

Шахматный турнир
«Наш лучший
шахматист»
Всего часов

2

0,5

1,5

64

8,25

55,75

5. Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана
Модуль «Шашки»
1. Организационное – 1 ч.
Теория 0,25 ч.
Знакомство с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в
воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного
шашиста. Проведение диагностики.
Практика – 0,75 ч.
1. Игра по правилам
2. Физминутка
3. Игры на развитие внимания.
4. Релаксация
2. История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. – 3 ч
Теория – 0,25 ч.
Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Ходы и взятие фигур.

Практика – 2,75 ч.
1. Игра по правилам
2. Физминутка
3. Игры на развитие памяти.
4. Релаксация
3. Азбука шашечной игры.-6ч.
Теория – 0,5 ч.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Практика – 5,5 ч.
1. Игра по правилам
2. Физминутка
3. Дидактические игры на развитие мышления.
4. Релаксация
4. Правила шашечной игры -7ч.
9

Теория – 0,5 ч.
Беседа о правилах шашечной игры.
Практика – 6,5 ч.
1. Игра по правилам
2. Физминутка
3. Дидактические игры на пространственную ориентировку.
4. Релаксация
5. Игра «Русские шашки»-6ч.
Теория – 0,25 ч.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,
виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Практика – 5,75 ч.
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игра по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры на развитие памяти.
5.Релаксация
6. Общие принципы разыгрывание партии-4ч.
Теория – 0,75 ч.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий,
игровая практика.
Практика – 3,25 ч.
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игра по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры на развитие памяти.
5.Релаксация
Модуль «Шахматы»
Шахматное королевство, адреса на шахматной доске.-4ч.
Теория – 0,5 ч.
3накомство с игрой в шахматы (Шахматным королевством). Расстановка фигур, адреса
клеток на шахматной доске. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
Практика – 7,5 ч.
1.Игра по правилам
2.Физминутка
3.Дидактические игры на развитие мышления.
4.Релаксация
Знакомство с шахматными фигурами, пешками.-4ч.
Теория – 0,5 ч.
3накомство с фигурами. Расстановка фигур перед шахматной партией.. Упражнение
навыков игры пешкой. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Практика – 7,5 ч.
1.Игра по правилам
2.Физминутка
3.Дидактические игры на развитие мышления.
4.Релаксация
Азбука игры в шахматы .-20ч.
Теория – 2,5 ч.

10

Упражнения на выполнение ходов фигурами. Упражнение навыков игры фигурами.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о движении, позициях фигур на
шахматной доске.
Практика – 17,5 ч.
1.Игра по правилам
2.Физминутка
3.Дидактические игры на развитие мышления.
4.Релаксация
Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и
тяжелыми фигурами в шахматах-4ч.
Теория – 0,5 ч.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение
подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске.
Практика –3,5 ч.
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игра по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры на развитие мышления.
5.Релаксация
Игра в шахматы-2ч.
Теория – 0,25 ч.
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на
неизвестную тему.
Практика – 2,75 ч.
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игра по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры на развитие памяти.
5.Релаксация
Шах и мат-4ч.
Теория – 0,5 ч.
Тактические приемы и особенности их применения
Практика – 2,5 ч.
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игра по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры на развитие памяти.
5.Релаксация
Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»-2ч.
Теория – 0,25.
Подведение итогов за год, выступлений детей.
Практика – 2,75
1.Пальчиковая гимнастика
2.Игры по правилам
3.Физминутка
4.Дидактические игры
5.Релаксация
6. Планируемые результаты
Предметные:
- проявлять устойчивый интерес к игровой деятельности;
11

- иметь представления о терминах белое и черное поле (клетка), русские шашки, «дамка»,
диагонали, горизонтали, вертикали, центр, начальное положение, тихий ход, ударный ход,
взятие, «бой», ничья, победа, поражение, соперник, партнеры;
- знать названия шахматных фигур, их ходы, правильно расставлять фигуры перед игрой,
различать горизонталь, вертикаль, диагональ, объявлять шах, ставить мат, решать
элементарные задачи на мат в один ход;
- осуществлять правильные тактические действия в условиях соревновательной
деятельности.
Личностные:
- проявлять ответственность, самостоятельность в личных и командных действиях;
- вести здоровый образ жизни, уметь оценивать правильность или ошибочность
выполнения задач, признавать их объективные трудности и собственные возможности
решения;
- формировать культуру общения и поведения в группе.
Метапредметные:
- уметь оценивать правильность или ошибочность выполнения задач, признавать их
объективные трудности и собственные возможности решения;
- стимулировать к созданию новых творческих идей и решений;
- через опыт общения в коллективе уметь ценить спортивную деятельность.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
7. Календарный учебный график

Время: вторник, четверг 11:30
Дата

Тема

По дороге знаний
Знакомство с историей
возникновения игры.
История шашечных побед
победителей в России.
Сказка начинается
«Королевство шашек»
Знакомство с понятиями
шашками, жителями
шашечной страны.
Шашечная доска и шашки
Знакомство с общими
понятиями: шашечная
доска и шашки
Шашечная доска
Знакомство с понятием
«доска – горизонталь»,
«доска – вертикаль»
Шашечная доска
Знакомство с понятием
«горизонталь»,
«диагональ», «вертикаль»

Кол-во
часов

Форма занятия

Сентябрь
2
Показ
презентации.
Игра в пазлы.

Место
проведен
ия

Форма
контроля

педкласс

Беседа,
опрос

педкласс

Беседа,
опрос

2

Просмотр
видеофильма.
Раскрашивание
раскрасок.

2

расстановка
шашек, игра в
парах

педкласс

Наблюдение

2

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

педкласс

Наблюдение

Октябрь
Игра в парах.
1
Игра «Кто
больше назовет
предметов,
расположенны
х

12

Главная дорога Знакомство
с понятием «главная
дорога».
Двойники Знакомство с
понятием «двойники».
Тройники Знакомство с
понятием «тройники»
Шашечные термины
Закрепление шашечных
терминов и их значений.
Ходы шашек Закрепление
ходов шашек, понятия
«очередность».
Удары шашками
Закрепление понятия «удар
шашкой», изучение видов
ударов.
Переход шашки в дамки
Закрепление понятия
«шашка», изучение
понятия «дамка».
Движение дамок Изучение
полей дамок, движения
дамок.
Удары дамками Изучение
ударов дамками. Изучение
понятия «диаграмма».
Диаграмма
Работа с диаграммами
Диаграмма Закрепление
умения работать с
диаграммами.
Правила игры Повторение
и закрепление основных
правил игры.
Правила игры Повторение
и закрепление основных
правил игры.
Связка шашек Закрепление
умения работать с
диаграммами
Окружение Закрепление
умения работать с
диаграммами. Изучение
тактического приема
«Окружение»
Запирание Закрепление
умения работать с
диаграммами. Изучение

горизонтально»
.
Игра в парах.
педкласс

1

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

Ноябрь
Игра в парах
1

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах.

педкласс

Наблюдение

1

Связка шашек.

педкласс

Наблюдение

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

Декабрь
Игра в парах
1

педкласс

Наблюдение

13

тактического приема
«Запирание»
Ловушки в игре
Закрепление умения
работать с диаграммами,
позиционным элементом
«Ловушки в игре»
Две команды

1

Игра в парах

педкласс

Наблюдение

1

педкласс

Наблюдение

педкласс

Наблюдение

педкласс Наблюдение
педкласс Наблюдение,

Заяц-волк Игра «Заяцволк».
Уголки Игра «Уголки»
Шашечные игры

1

Игра в две
команды
Игра в парах

1
1

Игра в парах
Игра в парах

Шашечный турнир

1

педкласс

анализ
результатов
Наблюдени
е, анализ
результато
в

Январь
Шахматная доска.
Познакомить детей с
1
шахматным королевством.
Рассказать о том, что игра в
шахматы – занимательная
игра. Заинтересовать детей
через увлекательные и
достоверные факты.

Шахматная доска. Учить
1
детей хорошо
ориентироваться на
шахматной доске,
используя игры. «Разложи
на доске», «Составь доску»,
«Шахматное лото»,
«Пройди и назови поле».
Шахматная доска 1.
1
Познакомить детей с
вертикальными линиями и
их буквенным
обозначением.
2. Упражнять детей в
произношении латинских
букв: А (а), В (бэ), С
(цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G
(жэ), Н (аш)

Рассказ об
педкласс
истории
шахмат, чтение
отрывка из
дидактической
сказки
«В стране
шахматных
чудес» Беседа
по содержанию
сказки.
Чтениепедкласс
инсценировка,
дидактическая
игра

Шахматные
загадки (какую
клетку загадал)

педкласс

Беседа,
опрос

Наблюдени
е

Беседа,
опрос

14

Шахматная доска
Проспекты,
улицы, переулки
шахматной доски.
Продолжить знакомить
детей с шахматным
королевством,
Формирование
представлений о правилах
размещения шахматной
доски между партнерами,
повторить понятия
"горизонталь",
"вертикаль",
Шахматная доска.
Упражнять детей в
быстром и правильном
нахождении
полей, вертикалей и
диагоналей, показывая и
называя их вслух.
Знакомство с шахматными
фигурами Познакомить с
шахматными фигурами,
расстановкой
фигур перед шахматной
партией.
Знакомство с пешками
Познакомить с пешкой, её
местом в начальном
положении партии, тем, как
она ходит, бьёт другие
фигуры; развитие интереса
к игре, внимания
Пешка
Закрепить навыки игры
пешкой Продолжать
знакомить с шахматными
фигурами; развитие
интереса к игре, внимания
Начальное
Положение
Закрепить расстановку
фигур перед шахматной
партией. Связью между

1

1

1

Показ, беседа.
Чтение
сказки
«Шахматная
беседка». И.Г.
Сухина.

педкласс

Чтение и
педкласс
инсценировка
дидактической
сказки из книги
И. Г. Сухина
Дидактическое
задание
"Диагональ".
Чтение сказки педкласс
"Чудесные
фигуры"

Февраль
1
Дидактические педкласс
задания и игры
"Волшебный
мешочек",
Угадайка",
"Секретная
фигура", Угадай",
"Что общего?"
1

1

Наблюден
ие

Беседа,
опрос

Наблюден
ие

Наблюдение

Соревнование
педкласс
Пешками
сыграть
тренировочные
позиции

Наблюден
ие

Показ,
объяснение.
Дидактические
задания и игры
"Мешочек",

Наблюден
ие

педкласс

15

горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальным положением
фигур. Правилами: "Ферзь
любит свой цвет".
Слон.
Формировать представлений 1
о шахматной фигуре «слон»,
Месте слона в начальном
положении. Ходом слона,
взятием. Разноцветные и
одноцветные слоны.
Понятием Легкая и тяжелая
фигуры

"Да и нет",
"Мяч".

Слон.
Закрепить представления
о шахматной фигуре
«слон», отработка
практических
навыков

1

Слон.
"Кратчайший путь".
Отрабатывать
практические
навыками. Отгадывание
загадки о слоне
Практические навыки.
,

1

Ладья. Познакомить с
шахматной
фигурой «Ладья», местом
ладьи в начальном
положении, ходами.
Рассказ о месте ладьи в
начальном положении. Ход
ладьи. Взятие.
Развивать внимание.

1

Чтение сказки
педкласс
Наблюде
«Совсем этот
ние
слон на слона
не похож»
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле
воин",
Ответы на
педкласс
Наблюден
вопросы
ие
«Шахматной
шкатулки»
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле
воин",
"Кратчайший
путь".
Ответы на
педкласс
Наблюден
вопросы
ие
"Шахматной
шкатулки"
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле
воин"
Чтение
педкласс
Наблюдени
дидактической
е
сказки "Я –
Ладья"
Дидактические
задания и игры
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле
воин",
16

Ладья.
Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой
– ладья. Показать позиции
фигуры, различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции, мелкую
моторику рук.

"Кратчайший
путь".
Ответы на
вопросы
"Шахматной
шкатулки'
Дидактические
игры "Захват
контрольного
поля", "Защита
контрольного
поля",
"Игра на
уничтожение"
"Ограничение
подвижности

1

педкласс

Наблюден
ие

Март
Ладья против
слона. отрабатывать
практические навыки игры
ладьей. Развивать
внимание,
логическое мышление,
смекалку, мелкую
моторику игры(ладья
против слона, две ладьи
против слона),

2

Ладья. Отрабатывать
практические Навыки

Ферзь. Познакомить с
шахматной
фигурой «Ферзь», местом
ферзя в начальном
положении, ходами ферзя,
взятием. Ввести понятия
«Ферзь – тяжелая фигура»
Ферзь. Продолжать
знакомить с
шахматной фигурой
«Ферзь», местом ферзя в
начальном положении,

1

1

Дидактические педкласс
задания
"Перехитри
часовых", "Атака
неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар", "Взятие",
"Защита",
"Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры, "Игра на
уничтожение"
Практически
педкласс
упражнения.
Загадки из
тетрадки

Наблюдение

Наблюден
ие

Чтение
дидактической
сказки "Кони
черные и
белые»

педкласс

Наблюден
ие

Дидактические
игры
"Захват
контрольного

педкласс

Наблю
дение

17

ходами ферзя, взятием.
Ввести понятия «Ферзь –
тяжелая фигура»

Ферзь против
ладьи и слона. Закреплять
знания и отрабатывать
практические
навыки игры ферзем.
Конь. Познакомить с
шахматной
фигурой «Конь», местом
ладьи в начальном
положении, ходами.
Развивать внимание,
умение отстаивать свою
позицию

Конь. Продолжать
знакомить с
шахматной фигурой
«Конь»
Развивать ловкость и
смекалку, ориентировку в
пространстве, способность
думать, мыслить,
анализировать.
Активизировать словарь.

Конь. Продолжать
знакомить с
шахматной фигурой
«Конь»

1

1

1

1

поля", "Защита
контрольного
поля",
"Игра на
уничтожение"
(ферзь против
ферзя),
"Ограничение
подвижности".
Практические педкласс
упражнения.

Рассказать и
показать
сложность
ходов коня.
Ход коня,
взятие. Конь –
легкая фигура.
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле
воин",
"Кратчайший
путь»
Дидактические
игры
"Захват
контрольного
поля", "Игра на
уничтожение"
(конь
против коня,
два коня
против одного,
один конь
против двух,
два коня
против двух),
"Ограничение
подвижности".
Д/и "Секретная
фигура

Наблюден
ие

педкласс

Наблюден
ие

педкласс

Наблюден
ие

педкласс

Наблюден
ие

18

Показать позицию в
которой конь ставить
«вилку».

Апрель
Конь против ферзя, ладьи,
слона Продолжить
знакомить
детей с шахматной
фигурой
– конь. Показать позиции
фигуры, различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции, мелкую
моторику рук.

2

Пешка «Ни шагу
назад!» Познакомить с
местом пешки в начальном
положении; понятиями:
ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на
проходе.

1

Пешка. Продолжать
знакомить
детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками».
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.

1

Дидактические
задания
"Перехитри
часовых",
"Сними
часовых",
"Атака
неприятельско
й фигуры",
"Двойной
удар",
"Взятие",
"Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры "Захват
контрольного
поля", "Защита
контрольного
поля", "Игра на
уничтожение"
"Ограничение
подвижности".
Чтение
дидактической
сказки
"Чудесная
Пешка"
Рассказ о
пешке.
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Один в поле
воин". Д/и
«Волшебный
мешочек»
Дидактические
задания:
"Перехитри
часовых",
"Сними
часовых",
"Защита",
"Выиграй

педкласс
Наблюден
ие

педкласс

Наблюден
ие

педкласс
Наблюден
ие

19

Пешка.
Продолжать знакомить
детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками».

Пешка против
ферзя, ладьи,
слона, коня

1

2

Продолжать знакомить
детей с пешкой.
Отрабатывать умение
«сражаться пешками».

Праздник пешки Закрепить
знания о том как ходит
1
пешка, что делать если
мешает своя пешка, можно
ли вернуться на
исходную позицию,
является ли пешка
фигурой? По каким линиям
ходит пешка. Развивать
находчивость,
сообразительность речь.
Король. Показать, как
ходит король.
1
Разучить правило «Королей
не уничтожают» Ход
короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его
ставить нельзя. и что оно
означает. Развивать
внимание, способность
работать по правилам,
умение мыслить, находить
правильное решение,
отстаивать своё мнение.

фигуру".
Дидактические
игры "Захват
контрольного
поля
Дидактические
задания: "Атака
неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар", "Взятие"
Дидактические
игры:
"Игра на
уничтожение"
(пешка против
пешки,
две пешки
против одной,
одна пешка
против двух,
две пешки
против двух).
Дидактические
игры:
"Ограничение
подвижности".
Соревнования.

педкласс
Наблюден
ие

педкласс
Наблюден
ие

педкласс

Наблюден
ие

Рассказ о месте педкласс
короля в
начальном
положении.
Показать, как
ходит король.
Дидактические.з
адания: «Один в
поле воин", "
Кратчайший
путь"

Наблюден
ие

20

Май
Король.
«Волшебный
квадрат» Формировать
представления о
волшебном квадрате,
который король использует
в игре. Развивать
способность думать,
мыслить, рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.
Шах и мат. Формировать
представления о
комбинациях "шах", "мат"
("комбинация" и "вилка" двойной удар).
Игра в парах. Закреплять
знания детей
полученные на
предыдущих занятиях.
Воспитывать усидчивость,
внимательность точно
рассчитывать, правильные
ходы.
Турнир на
лучшего игрока.
Закрепить знания почему
слонов надо быстрее
выводить в центр.

1

1

Рассказ о
волшебном
квадрате,
который
король
использует в
игре. "Двойной
удар",
"Взятие".

педкласс

Наблюден
ие

Практические
упражнения.

педкласс

Наблюден
ие

педкласс
4

Практические
упражнения.

2

Практические
навыки.
Загадки из
тетрадки.

педкласс

Наблюден
ие

Наблюден
ие, анализ
результат
ов

8. Раздел программы «Воспитание»
Воспитательная работа с коллективом обучающихся объединения
Воспитательные мероприятия направлены на создание условий для формирования
социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
План воспитательной работы
№
Направления
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
п/п воспитательной
проведения
деятельности
1
Общекультурное
«День открытых
сентябрь
Организация
направление
дверей»
презентации
объединения
Новогодний праздник
декабрь
Игровая программа
«День науки»
февраль
Участие в
конференции
«День защиты детей»
июнь
Игровая программа
2
Гражданско День города
сентябрь
Участие в игровой
патриотическое
программе, квест
21

Работа с
родителями

«День народного
единства»
«День защитника
Отечества»
«День Победы»

ноябрь
февраль

Родительские собрания

август

май

Участие в игровой
программе, квест
Игровая программа,
соревнования
Игровая программа,
соревнования
беседа показ с
использованием
ИКТ
Отчетное занятие

9. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение занятий.
Для реализации общеобразовательной программы необходимы: кабинет, соответствующий
санитарным нормам СанПин., столы (не менее 2 для работы по подгруппам), стулья
Детские столы, стулья по количеству детей, шашки – 7 шт, комплекты шахматных фигур с
досками – 6-7 штук., шахматный стол.
• дидактические игры для обучения игре в шахматы;
• раздаточный материал;
• наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии);
• картотеки игр, сказок, аудио- видео- материалов;
• демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
• настольные шахматы – 4 шт.;
• шахматные часы – 1 шт.;
• фрагменты шахматной доски, трафареты шахматных фигур, карандаши цветные и
простые;
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации (программ, планов);
Мотивационные условия:
Формировать положительную мотивацию на занятия шашками и шахматами:
- организация мотивации детей;
- формирование основ здорового образа жизни;
- развитие индивидуальных способностей.
Кадровое обеспечение: квалифицированный педагог дополнительного образования,
имеющий педагогическое образование и обладающий опытом работы, знающий
педагогику и психологию детей и спортивные навыки работы а также владеющий ИКТ.
Отчетные, открытые занятия. Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения.
10. Формы аттестации.
Для определения эффективности образовательного процесса применяются
следующие формы педагогического контроля: опрос, собеседование, наблюдение,
соревнования. Игровые упражнения (задачи), наблюдение за их выполнением, выполнение
творческих заданий, соревнования по парам и внутри групп, выполнение контрольных
задач на занятиях.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов проводятся
итоговые занятия, занятия в форме соревнований, отчетное занятие с родителями.
11. Оценочные материалы

22

В качестве процедур оценивания используются педагогические наблюдения, открытые занятия,
конкурсы, соревнования, блиц - опросы, в конце года проводится итоговое занятие (открытое
занятие для родителей).
Отслеживание сформированности компетенций по программе проводится с помощью методов
наблюдения и выполнения детьми заданий, проводится по подгруппам. Диагностика качества
полученных знаний и навыков осуществляется по результатам выполненных заданий.
Преподаватель проводит анализ игр, ходов и действий, может вести записи в дневнике
наблюдений.
Критерии оценки
2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет
шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность
первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять
задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои
действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт
и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из
палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования
орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление
1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть
их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических
фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает
геометрические фигуры в различных положениях.
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и
«мат». Не умеет записывать шахматные партии.
12. Методические материалы
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
Методы работы:
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, просмотр мультимедийных презентаций,
демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками;
- поощрения: наклейки, эмблемы;
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);
- игровой: дидактические игры и задания, игровые упражнения, физкультминутки,
пальчиковые игры.
Приемы:
23

иллюстрация
примерами,
просмотр
мультимедийных
презентаций
и
мультипликационных фильмов на шашечную тематику, демонстрация позиций на
демонстрационной шашечной доске;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шашистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- упражнения, решение элементарных шашечных задач, соревнования, работа над
ошибками;
- поощрения: наклейки, эмблемы;
- картинки-раскраски, карточки с заданиями и упражнениями;
- дидактические игры и задания, использование загадок, сказок и стихов, придумывание
сказочных героев;
- игровые упражнения, физкультминутки, пальчиковые игры.
- Раздаточные материалы к программе обучения шахматам дошкольников «Феникс».
- Шахматы для дошкольников
- Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры
Список литературы
Сидорычев В. Н. Русские шашки для дошкольников: парциальная программа., эл.вар.
Кузин, А. В. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников / А. В. Кузин, Н. В.
Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М.: Линка-Пресс, 2017.
Кузин, А. В. Методические рекомендации к программе «Феникс». Шахматы для
дошкольников. А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М.: Линка-Пресс,
2017.
Фоминых М. «Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках 3+. СПб.: Питер, 2019
Сухин И.Г. Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для
детей/И.Г.Сухин. – Москва: Издательство АСТ, 2019
Киндерманн С. Шахматы! Самая первая книга. - СПб.: Питер, 2017

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
История шашек
Шашки – это развлечение, предназначенное для двух людей, которые, передвигая
свои фигуры на поле, пытаются как можно быстрее победить противника. Благодаря духу
соперничества игра не теряет своей актуальности, как для взрослых, так и для детей.
Многие родители предлагают такое времяпрепровождение даже дошкольникам, что
положительно сказывается на умственном развитии и логическом мышлении ребенка.
Также актуальны и игры родителей с детьми, например, тихим семейным вечером. Такой
вид спокойного отдыха помогает сближению поколений и повышает любознательность
ребенка.
Именно такими мы и знаем шашки на сегодняшний день. Но какова же история
шашек? Какой эта игра была раньше и как именно в нее играли?
Игра, о которой слышал каждый, а некоторые даже играли. Шашки, которые весьма
неоднозначны, появились достаточно давно.
История происхождения этой игры берет свое начало в Древнем Египте. Именно он
и считается истинной родиной этого развлечения. Считалось, что именно шашки были
одной из самых любимых занятий фараонов, так как в пирамидах усопших были найдены
изображения шашек. Видимо, египетские правители настолько полюбили данный вид
спорта (что на тот момент не относилось к соревновательным мероприятиям), что хотели
заниматься этим даже после собственной смерти.
Во времена войн, когда ничего не оставалось делать, кроме как сидеть взаперти,
заключенные пытались скоротать время именно за игрой в шашки. Удобство заключалось
в том, что соорудить игровое поле можно было из подручных средств на абсолютно любой
поверхности.
Одна из историй их происхождения (наиболее популярная в XX веке), говорит, что
сама игра зародилась на Руси. Считается, что история русских шашек берет свое начало
именно в России. В нашей стране игру связывают с князем Мономахом. Однако нельзя не
упомянуть, что и до правления князя встречались упоминания о шашках. Так что версия
довольно сомнительная.
В каждом уголке земли всегда встречалась эта популярная игра, будь то Европа,
Азия или даже Африка. Везде люди пытались развлекаться, изучая этот вид сосредоточения
мыслей и серьезных раздумий.
Варианты шашек
В каждой культуре в эту игру играют по-своему, существует множество вариантов.
Есть русские, европейские и азиатские виды. И все они отличаются схемой и вариациями
ходов.
Рассмотрим некоторые из них. Например, всем нам известны русские шашки. Они
представляют собой поле, где собраны фишки двух игроков. Поочередно участники
начинают ходить. Задача игры: "съесть" все фишки соперника, опередив его. Есть также
дополнительные функции, перерождение шашки в дамку. Дойдя до конца поля соперника,
фишка становится ей. Дамки получают больше преимуществ и могут "съесть" вдвое
быстрее фишки соперника.
Китайский вид шашек отличается от русского в первую очередь тем, что игроков
может быть больше, нежели в русских. Само же поле представляется в виде звезды. В
данном случае бить фишки не нужно. Задача: первым перейти в форму звезды на поле
соперника. Если вы думаете, что это очень просто, то вы ошибаетесь. В каждой игре есть
свои подводные камни, которые не позволяют с легкостью одерживать победу.
Бразильский вид игры похож на русский. Отличия состоят в том, что игроки
занимают позиции черных клеток. Двигаются первыми белые фишки. Далее действие
происходит поочередно. Задача: первым побить все шашки противника. Лучше всего
играют в этом виде именно на дамках, их стараются копить и сделать это как можно больше
и быстрее своего соперника.
Секретные ходы и стратегии игры
25

Для того чтобы победить в какой-либо игре, нужно заранее продумать каждый шаг
и ответные реакции соперника. Тогда выигрыш будет определенно обеспечен. Так и в
шашках. Есть некоторые хитрости и комбинации для победы.
Несколько главных лайфхаков
Из давних времен пришло правило построение ряда фишек, окружая соперника. Тем
самым, даже если он и "скушает" вас, вам будет, чем отбиться от него.
Еще одна тонкость игры - не бить впустую. Есть игроки, которые предпочитают бить
вслепую, дабы быстрее забрать все фишки. Этого делать не стоит, так как соперник может
забирать ваши фишки сразу же после того как это сделали вы. Жертвовать ими
бессмысленно, если их потом не остается.
Всегда следите за всеми вашими шашками. Вы ведь можете даже не заметить, как на
них посмотрит ваш соперник. Не играйте одними дамками, ведь вы можете потерять
намного больше.
Используемые в игре хитрости
Старайтесь хотя бы на один шаг думать быстрее вашего соперника. Пусть стратегия
будет не на долгосрочную перспективу, но вы будете думать наперед, что, несомненно,
станет вашим преимуществом.
Перед игрой поставьте себе определенную цель. Может, вы хотите сделать себе
побольше дамок или же, наоборот, действовать обычными фишками на пути к победе.
Важно понимать это сразу, чтобы не допустить проигрыша.
Интересные факты
Первая книга об игре была написана в XVI веке. Именно там могли наблюдаться
стратегии и шансы на победу в том или ином случае. Люди могли читать книгу и учиться
выигрывать у соперников благодаря грамотному ведению игры. Это повышало их
умственные способности и улучшало настроение.
Во времена средневековья, когда было особенно актуально религиозное
мировоззрение и жизнь человека определяла церковь, не было никакого закрепленного
запрета на данную игру, несмотря на то, что остальные игры считались запрещенными.
Также в средние века считалось, что все воины обязаны были освоить эту игру. Они
должны были не просто уметь играть, а уметь побеждать. Воин, имевший успех в шашках,
почти всегда был успешен и в военном деле, а также в отношениях.
Существуют в наше время и международные соревнования по данному виду спорта.
Они проходят в Болгарии и считаются одними из интереснейших видов борьбы
интеллектуалов.
В истории встречались такие соревнования с правилами на скорость. Участники
должны были как можно быстрее мыслить, ходить, опережая действия соперника.
Сейчас повсюду в нашей стране есть многочисленные клубы по интересам,
например, имеются заведения, в которых популярны и шашки. Представители таких
сообществ собираются в разных местах и тренируются, чтобы потом участвовать и
соревноваться с другими аналогичными клубами.
Наиболее похожей на шашки игрой можно назвать шахматы. Некоторые дети
путают эти названия. Именно поэтому нужно разобраться в разнице этих игр, чтобы в
будущем их различать.
В настоящее время шашки весьма популярны, их любят люди любого возраста. Они
известны во всем мире и везде игроки создали себе особый вид поля на свое усмотрение.
Будь то квадратный вариант или звезды в виде фишек. Даже сами правила и цели игры
очень отличаются друг от друга.
Экспериментируйте, играйте и, конечно, побеждайте!

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правила игры в шашки с детьми
Шашки – это вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными
круглыми фишками (которые называются шашками) на доске, разделенной на черные и
белые клетки.
Цель игры - взять все шашки соперника или создать положение, при котором у
оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности хода.
Доска. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух
контрастных цветов, чередующихся во всех направлениях. Доска во время игры
располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку в левом углу был черного цвета. У
соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые, у другого – черные. Перед
началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных
горизонтальных линиях доски на темных полях.
Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по
очереди ходят, передвигая ту или иную фишку по диагонали на незанятое темное поле. По
ходу игры можно побить или взять оказавшуюся по соседству фишку соперника,
«перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из
игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая
через них). Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая
шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры дает преимущество перед
обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. Игрок может провести в
дамки неограниченное число шашек. Шашки разделяются на простые и дамки, но в
начальном положении все шашки - простые.
Простаяходит только вперед на соседнее поле по диагонали. Если она достигает
последнего горизонтального ряда, то она превращается в дамку, приобретая новые права.
На доске у каждой стороны может быть по несколько дамок одновременно.
Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в
любом направлении (как вперед, так и назад, но становиться может, как и простая, лишь на
не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.
Взятие. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой
соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту
шашку на свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Если дамка находится на
одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно
или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое
свободное поле. Шашка соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника
обязательно производится как вперед, так и назад. Взятие - считается одним сыгранным
ходом. Взятие своих шашек запрещается. Если в процессе взятия шашкой она вновь
оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное
поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т. д. шашку (последовательное
взятие).
Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или
на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных
полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т. д. шашку и
занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой
шашкой(последовательное взятие). В процессе запрещается переносить шашки или дамки
через собственные. При последовательном взятии разрешается проходить раз через одно и
то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку)
соперника более одного раза.
При возможности взятия по двум направлениям и более дамкой или шашкой выбор,
предоставляется берущему.

27

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя)
горизонтального ряда и, если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, она
обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.
Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после
этого предоставляется возможность боя, она должна бить (если эта возможность
сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.
Выигрыш. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения,
при котором его соперник, признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается
или не имеет ни одной шашки.
Ничья может быть объявлена в ситуации, когда после определенного количества
ходов соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов
определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур, три и более, раз
повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз за одной и
той же стороной, в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной»
не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т. д.
Хронометраж. Определяется регламентом соревнований.
Существует несколько систем проведения соревнований. Круговая: участники поочередно
встречаются с друг другом в один или несколько кругов. Олимпийская (с выбыванием):
проиграв встречу, спортсмен (команда) выбывает из борьбы.
Русские шашки
Игра идет на 64 – клеточной (8х8) доске с той же нотацией, что и в шахматах (для
записи ходов или позиций используются по горизонтали латинские буквы от «А» до «н»,
по вертикали-цифры от 1 до 8, отсчет идет от левого нижнего угла доски). В распоряжении
игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны.
Простая шашка ходит на одно поле – только вперед по диагонали (влево или вправо,
а бить – и вперед и назад.
Дамка ходит и бьет в любом направлении по диагонали на любое число свободных
полей.
Если дамка появилась в результате тихого хода (без взятия чужой фишки, она имеет
право бить не раньше следующего хода.Если она появилась при ударе (ход взятием, то при
наличии такой возможности бьет на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам
русских шашек дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых
клеток до нее.
Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В
ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из
них по своему усмотрению.
Взятую шашку (шашки) можно снимать с доски только по окончании хода,
перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. (Ситуации, когда шашке (дамке)
брать дальше мешает уже сбитая ей на этом ходу, но еще не снятая с доски шашка
соперника (или через нее надо идти вторично, называется турецким ударом.)
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
28

Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».