Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск
Принята на заседании
педагогического совета
от «30» июля 2024 г.
Протокол № 5
Утверждено
приказом заведующего МАДОУ
детский сад № 51 Е.В.Кругловой
от 31.07.2024 г №83-од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«ТИКО-мастер»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год:72 часа.
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ______
Составитель: Гракова С.С.
воспитатель МАДОУ детский сад № 51
г.Новороссийск, 2024г
1
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1.
Направленность
2.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3.
Формы обучения
2.4.
Режим занятий
2.5.
Особенности организации образовательного процесса
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание»
9.
Условия реализации программы
10.
Формы аттестации.
11.
Оценочные материалы.
12.
Методические материалы.
Список литературы.
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2. Пояснительная записка
С каждым днем наш мир становится все технологичнее и прогрессивнее. Наши дети без труда
разбираются с техникой, которую взрослые осваивают, изучая инструкции. Конструирование вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой
активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе
конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской,
творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Программа «Тико-мастера» отвечает требованиям направления национальной политики в сфере
образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации
образования.
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы – техническая, и
ориентирована на реализацию интересов детей в сфере моделирования и конструирования,
приобретение опыта продуктивной творческой деятельности, логико-математического
мышления у детей дошкольного возраста и формированию предпосылок профессионального
самоопределения детей в инженерно-технической сфере. Программа направлена на
формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развития
исследовательских, прикладных, конструкторских способностей учащихся, с наклонностями в
области точных наук и технического творчества. Программа дополнительного образования для
детей старшего дошкольного возраста «Тико-мастера» позволяет системно формировать,
развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические
представления через игровой формат занятий с конструктором «Тико-мастера». Дополнительная
общеразвивающая программа «Тико-мастера» составлена в соответствии с общей концепцией
воспитания, на основе нормативных документов, с учетом современных методик и форм
обучения:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития
Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий
по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
5. Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N
66403);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28
сентября 2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
3
9. Постановление Главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (гл. VI);
в соответствии с:
- письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015г №09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- письмом Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по
составлению рабочих программ, учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования» от 17.07.2015г № 47-10474/15-14;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта
2020г. Министерство просвещения РФ;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№ 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск;
Лицензии МАДОУ детский сад № 51 на образовательную деятельность и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях технической направленности и
спецификой работы учреждения.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна: новизна программы выражена в инженерной направленности обучения, методика
работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и
проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных
геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. Играя с
конструктором ТИКО, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник,
квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб,
призма, пирамида).Конструктор позволит учиться играя, занятия проходят в игровой форме и
адаптированы для детей 5-7 лет.
Актуальность заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей
старшего дошкольного возраста, формирование у них первичных представлений. «ТИКО конструирование» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и
развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в
школе. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению
предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться
на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее
развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно
раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом
развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО – трансформируемый
игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы,
которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для
освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых
для будущего успешного обучения в школе. В программе предусмотрено значительное
увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную
деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена важностью развития навыков
пространственного мышления дошкольников. Предлагаемая система логических заданий и
тематического плоскостного и объемного конструирования позволяет формировать, развивать,
корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления. А также
4
помогает детям легко, в игровой форме познакомиться со сложными абстрактными
геометрическими понятиями. Программа является наиболее актуальной на сегодняшний день,
так как способствует активному формированию технического мышления, необходимого для
дальнейшей самореализации и формирования устойчивого интереса дошкольника к научнотехнической сфере деятельности и приобщает к миру технического изобретательства.
Отличительная особенность: Методика работы с конструктором «ТИКО» предполагает
развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования
геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования
объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных
форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на
обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков
самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического
моделирования позволяет развивать, корректировать у дошкольников пространственные и
зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить
математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Адресат программы. Принимаются все желающие разной степени подготовленности в возрасте
от 5 до 7 лет. Основанием приема детей служит заявление от родителей и желание ребенка. В
процессе обучения в объединение могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в
группе в течение учебного года. Условия приема детей: запись на дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на
сайте
«Навигатор
дополнительного
образования
детей
Краснодарского
края»
https://р23.навигатор.дети/ и заявления от родителей в очной форме.
Уровень программы Курс программы является стартовым (ознакомительным). Программа
рассчитана на один год обучения. Ознакомительный курс, направлен на развитие у обучающихся
первоначальных навыков и умений по геометрическому моделированию, развитие
конструктивного мышления конструкторской и проектной деятельности на основе исследования
геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью
моделирования объектов окружающего мира.
2.3. Формы обучения – очная (с дифференцированным подходом).
2.4. Режим занятий - Программа рассчитана на один год обучения. Группы формируются по
возрастному принципу 5-7 лет. Программа объединения предусматривает индивидуальные,
групповые, фронтальные формы работы с детьми. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу. Продолжительность учебного часа для одновозрастных групп 25-30 мин,
программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа.
Количество учащихся в одновозрастных группах от 15 до 20 человек.
Формы занятий:
- подгрупповые занятия, игровая
- деятельность; самостоятельная творческая (практическая) деятельность;
- совместная деятельность с педагогом; парная деятельность, командная работа;
- исследовательская деятельность
- контрольные (открытые) и итоговые занятия (согласно данной программе).
2.5. Особенности организации образовательного процесса
Конструирование носит проблемно-поисковый характер деятельности; игровая форма делает
занятия увлекательными и способствует усилению мотивации к обучению. Большое место в
процессе обучения отводится творческому и сотворческому (вместе с педагогом)
конструированию, сборке моделей по образцу, по схеме, на слух, по самостоятельному замыслу.
В процессе занятий учитываются идеи, находки детей, возникшие в процессе обучения. Такое
сотрудничество позволяет коллективный замысел превратить в общую работу. Предлагается
участие в конкурсах, выставках, праздниках.
5
3. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству в окружающем мире посредством технического конструирования.
Предметные:
- формирование представлений о плоскостных и
объёмных геометрических фигурах,
телах и их свойствах
- изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения
моделей,
макетов и т.д..
Личностные:
• расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие
художественно-эстетического вкуса;
• развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и
приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
• развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);
• развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
• расширение коммуникативных способностей детей.
• умение работать в команде.
Метапредметные:
• раскрыть природные задатки и способности детей (восприятие, образное мышление, фантазию,
память, моторику мелких мышц кистей рук и др.);
• развивать логическое и пространственное воображение, интерес к процессу работы и
получаемому результату;
• активизировать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;
• привить навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт творческой
деятельности;
• побуждать к познанию нового, сложного через процесс самообразования;
• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной
поисково-познавательной деятельности;
• добиваться достижения поставленных целей
4. Учебный план
№
Разделы и темы
Плоскостное моделирование
1
Исследование форм и свойств
многоугольников.
Всего
часов
теория
практика Формы контроля
10
2
8
2
Сравнение
7
2
5
3
Классификация (по одному – двум
свойствам).
10
4
6
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
6
4
Выявление закономерностей.
6
2
4
5
Пространственное ориентирование
10
3
7
6
Выделение части и целого
10
2
8
Наблюдение
Практическая
работа
7
Тематическое конструирование.
10
3
7
Наблюдение
Практическая
работа
9
3
6
Наблюдение
Практическая
работа
72
21
51
Объемное моделирование
1
Исследование и конструирование
предметов окружающего мира на
основе пирамиды.
2
Итого
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
5. Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана
«Плоскостное моделирование»
1. Исследование форм и свойств многоугольников. (10)
Теория: Понятия - «четырехугольник», «разные», «одинаковые», «угол», «сторона».
Практическое задание:
I часть – Упражнение «Отгадайте фигуру» (по описанию). Поиск и сравнение
четырёхугольников в «геометрическом лесу». Конструирование по схеме «Ёжик».
II часть – Конструирование по образцу «Гриб». Сборка объёмной конструкции по образцу
«Корзина для грибов».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
2. Сравнение.(7)
Теория: Сравнение геометрических фигур по форме.
Практическое задание:
Поиск фигур заданной формы. Сопоставление геометрических фигур с предметами
окружающего мира аналогичной формы. Конструирование по схеме «Ёлочка».
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Ёлочка».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
3. Классификация (по одному – двум свойствам).(10)
Теория: Классификация геометрических фигур по одному – двум свойствам.
Практическое задание:
Игра «Комбинат». Диктант для конструирования «Птица». Сборка объёмной конструкции
по образцу «Кормушка для птиц».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
4. Выявление закономерностей.(6)
Теория: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру.
Практическое задание:
Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы. Диктант для
конструирования «Цветик – разноцветик».
7
Сборка объёмной конструкции по образцу «Бабочка».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
5. Пространственное ориентирование.(10)
Теория: Ориентирование на плоскости. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Практическое задание:
Расположение фигур в заданной последовательности. Диктант для конструирования
«Снежинка».
Сборка объёмной конструкции по устной инструкции «Снеговик».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
6. Выделение части и целого.(10)
Теория: Выделение частей и целого. Понятия - «целое», «часть».
Практическое задание:
Конструирование шестиугольника треугольника из шести маленьких равносторонних
треугольников. Конструирование по схеме «Танк».
Трансформация плоской конструкции в объёмную по схеме «Танк».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
7. Тематическое конструирование. (10)
8. Теория: Тематическая беседа «Космос».
9. Практическое задание:
Конструирование фигур – «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».Выставка
«Космос».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
«Объемное моделирование»
1. Исследование и конструирование предметов окружающего мира на основе
пирамиды.(9)
Теория: Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы. Понятия «высокий»,
«низкий».
Практическое задание:
Конструирование и классификация пирамид по сходному признаку (по цвету, по
размеру, повысоте).
Сборка объёмной конструкции по образцу «Египетская пирамида».
Материалы: Конструктор ТИКО – набор «Фантазёр», карточки, цветные карандаши.
6. Планируемые результаты
Предметные:
-ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево»
-составлять плоскостные и объемные фигуры из тико – деталей;
-конструировать тематические фигуры по образцу и по собственному замыслу.
Личностные:
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств;
-бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
-уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, адекватная самооценка;
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научится:
с помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на занятии,
прогнозировать последовательность действий;
понимать смысл инструкций;
действовать по плану;
8
высказывать свое предположение на основе работы со схемами и иллюстрациями;
с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих фигур для изготовления
данного изделия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы, данную педагогом и товарищами.
Познавательные:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, конструкции и образы
объектов природы и окружающего мира, конструкторско- технологические особенности
изделий;
анализировать изделия, делать простейшие обобщения;
группировать предметы и геометрические фигуры по общему признаку;
делать выводы о результате совместной деятельности.
Коммуникативные:
слушать и слышать педагога и коллектив;
понимать и принимать элементарное правило работы в парах и группах;
употреблять вежливые формы обращения к ребятам диалога.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
7. Календарный учебный график
Время: среда, пятница, 15:30
№
Дата
Тема занятий
Кол-во Форма
Форма контроля Место
часов
занятия
проведения
Исследование форм и
10
д/с №
свойств многоугольников.
1.
Упражнение «Отгадайте
2
Беседа
Практическое
фигуру».
задание
Поиск и сравнение
Практическое
2.
2
Беседа
четырёхугольников в
задание
«геометрическом лесу».
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Конструирование по схеме
«Ёжик».
Конструирование по
образцу «Гриб».
Сравнение.
Поиск фигур заданной
формы.
Конструирование по схеме
«Ёлочка».
Сопоставление
геометрических фигур с
предметами окружающего
мира аналогичной формы.
Конструирование по схеме
«Кот».
Трансформация плоской
конструкции в объёмнуюпо
схеме «Ёлочка».
3
Беседа
3
Беседа
7
2
Беседа
1
Беседа
2
Беседа
2
Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
9
Классификация (по
одному – двум свойствам).
10
9.
Игра «Комбинат».
2
Беседа
Практическое
задание
10.
Диктант для
2
конструирования «Птица».
Беседа
Практическое
задание
11.
Конструирование по схеме 3
«Птицы».
Беседа
Практическое
задание
12.
Сборка объёмной
конструкции по образцу
«Кормушка для птиц».
Игра «Комбинат».
3
Беседа
Практическое
задание
2
Беседа
Практическое
задание
Выявление
закономерностей.
6
Конструирование узора с
чередованием фигур
разного размера и формы.
Дорожка для зайчика.
Конструирование узора с
чередованием фигур
разного размера и формы.
Диктант для
конструирования «Цветик
- разноцветик».
Сборка объёмной
конструкции по образцу
«Бабочка».
Пространственное
ориентирование.
2
Беседа
Практическое
задание
1
Беседа
Практическое
задание
1
Беседа
Практическое
задание
2
Беседа
Практическое
задание
Расположение фигур в
заданной
последовательности.
Диктант для
конструирования
«Снежинка».
Конструирование по
схеме «Зимние узоры».
2
Беседа
Практическое
задание
3
Беседа
Практическое
задание
3
Беседа
Практическое
задание
Сборка объёмной
конструкции по устной
инструкции «Снеговик».
2
Беседа
Практичес
кое
задание
9.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
10
Выделение части и целого. 10
10
21.
Конструирование
шестиугольника
треугольника из шести
маленьких
равносторонних
треугольников.
3
Беседа
Практичес
кое
задание
22.
Конструирование по
схемам «Военная
техника».
3
Беседа
Практичес
кое
задание
23.
Конструирование по схеме 2
«Танк».
2
Трансформация плоской
конструкции в объёмную
по схеме «Танк».
Беседа
Практическое
задание
Практичес
кое
задание
24.
Беседа
Тематическое
конструирование.
Конструирование фигур –
«звезда», «комета».
Конструирование фигур –
«спутник», «планета».
Конструирование фигур –
«метеорит», «марсианин».
Оформление выставки
«Космос».
Исследование и
конструирование
предметов окружающего
мира на основе пирамиды.
10
29.
Конструирование и
классификация пирамид
по сходному признаку (по
цвету, по размеру, по
высоте).
3
Беседа
Практичес
кое
задание
30.
Сборка объёмной
конструкции по образцу
«Египетская пирамида».
2
Беседа
Практичес
кое
задание
31.
Конструирование по
схемам «дикие
животные».
Сборка объёмной
конструкции «наши
фантазии».
2
Беседа
Практичес
кое
задание
2
Беседа
25.
26.
27.
28.
32.
3
Беседа
2
Беседа
2
Беседа
3
Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
9
8. Раздел программы «Воспитание»
11
Воспитательная работа с коллективом обучающихся объединения
Воспитательные мероприятия направлены на создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
План воспитательной работы
№
Направления
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
п/п
воспитательной
проведения
деятельности
1
Общекультурное
«День открытых
сентябрь
Организация
направление
дверей»
презентации
объединения
Новогодний праздник
декабрь
Игровая программа
«День науки»
февраль
Участие в
конференции
«День защиты детей»
июнь
Игровая программа
2
Гражданско День города
сентябрь
Участие в игровой
патриотическое
программе, квест
«День народного единства»
ноябрь
Участие в игровой
программе, квест
«День защитника
февраль
Игровая программа,
Отечества»
соревнования
«День Победы»
май
Игровая программа,
соревнования
3
Работа с
Родительские собрания
август
беседа показ с
родителями
использованием ИКТ
Отчетное занятие
9. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение занятий.
Для реализации общеобразовательной программы необходимы: кабинет, соответствующий
санитарным нормам СанПин., столы (не менее 2 для работы по подгруппам), стулья по
количеству детей
Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 9. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Информационное обеспечение:
Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием
специальной образовательной, научно-популярной и художественной литературы, интернет
источников, видео и фото-материалов по темам программы.
Мультимедийные презентации:
1. «Периметр».
12
2. «Каталог геометрических фигур и тел».
3. «Объем».
4. «Многоугольники».
5. «Симметрия»
Кадровое обеспечение: квалифицированный педагог дополнительного образования,
обладающий опытом работы, имеющий педагогическое образование и специализацию в данной
области, знающий педагогику и психологию детей дошкольного возраста. А также владеющий
ИКТ.
10. Формы аттестации.
Игровые упражнения (задачи), наблюдение за их выполнением, выполнение творческих
заданий, соревнования по парам и внутри групп, выполнение контрольных задач на занятиях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анализ деятельности детей,
заполнение листов наблюдений, журнал посещаемости, самостоятельное программирование
робота по алгоритму.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: итоговые занятия, занятия в
форме соревнований, отчетное занятие для родителей.
11. Оценочные материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и
умений и проводится в форме педагогического наблюдения, а также теста, определяющего интерес
детей к изучаемой тематике.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания
уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся. Он
проводится в различных формах: педагогическое наблюдение, беседа, анализ на каждом занятии
педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ и приобретенных навыков общения.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию реализации программы.
Для сбора диагностических данных используется метод педагогического наблюдения за
деятельностью детей, усвоенные детьми умения и навыки, правильность выполнения учебного
задания, анализ продуктов деятельности.
Методы диагностики: беседа, диагностическое задание, наблюдение, выполнение заданий
повышенной сложности
Аттестация по итогам освоения программы призвана показать оценку уровня и качества освоения
обучащимися дополнительной общеразвивающей программы по завершению обучения. Она
проводится в форме открытого занятия (в игровой форме) для педагогов и родителей,
демонстрирующее уровень овладения теоретическим программным материалом.
Уровень развития умений и навыков.
*Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий: Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный. Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний. Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно,
присутствуют неточности.
Низкий. Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой. Полное отсутствие навыка
*Умение проектировать по образцу
Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный. Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по
образцу.
Средний. Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под
руководством педагога.
13
Низкий. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу
только под контролем педагога.
Нулевой. Полное отсутствие умения
*Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный. Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по
пошаговой схеме.
Средний. Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки
под руководством педагога.
Низкий. Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой
схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой. Полное отсутствие умения
12. Методические материалы
Основные формы и методы:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением
наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и
обобщения демонстрируемых материалов);
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция
в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке
проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому
конструированию).
Игровой метод. Обучающийся - дошкольник все лучшее воспринимает через игру, поэтому
игровой метод в обучение так близок к ведущей деятельности детей.
Интернет-ресурсы
1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое
планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
2. Для успешной реализации данной программы и ее результативности необходим
соответствующий инструментарий:
1. Коструктор ТИКО наборы «Фантазер» - 10 шт.
2. Столы -2 шт
3. Стулья -10 шт.
4. Стеллаж для хранения наглядного материала -1 шт.
5. Дидактические игры и задания
6. Схемы
12. Список литературы
1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство. Программа развития и воспитания
детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
14
2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения
Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с Блоками Дьенеша).
– М.: Корвет, 1993.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических
представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.:
Речь, 2007.
6. Н.В.Шайдурова, адаптированная методика
7. Е. Торренса Методика «Неполные фигуры».
8.. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль:
Академия развития, Академия холдинг, 2004.
9.. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое
планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
10. http://doshkolnik.ru/pedagogika/10551-tvorchestvo.html
13.ПРИЛОЖЕНИЕ
Способ соединения ТИКО-деталей ТИКО - детали соединяются шершавой стороной наружу, гладкой
стороной внутрь, располагаются примерно под углом 60 – 90 градусов по отношению друг к другу.
15
Расположение соединительных элементов ТИКО-деталей – шарик под дугой; дуга накладывается на
шарик, надавливанием и «шарнирный замочек» застёгивается.
Схемы: медведь, змейка
Инопланетянин
16
вербдюд
ракета
лиса
17
Заяц и самолет
18
медведь
лодка
19
ёжик
20
гриб
кошка
21
цветок
машина
22
гриб
домик
23
домик
домик
24
конфета
трактор
25
медведь
26
коробочка
мебель и дом
27
мебель
28
Дом и гараж
29
Упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
Дети бегут
Указательный и средний палец правой руки "бегают" по столу;
то же упражнение проводится пальцами левой руки;
то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук.
Коза и козлята
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки; то же движение
выполняется пальцами правой руки; то же движение выполняется пальцами обеих
рук.
Очки
Образовать два кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем
соединить их.
Улитка
Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы
вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.
Лодочка
Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.
Солнечные лучи
Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.
Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.
Игра на рояле
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ (по В. В. Цвынтарному. Играем
пальчиками и развиваем речь)
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются;
средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев
касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
30
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными
образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)
вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к
ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как
ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
Ножки, спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять
положение рук попеременно на счет раз.
31
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять
положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка.
Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены
и тоже направлены на себя
Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через
него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой
руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это
упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков.
В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты
(как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
32
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются
кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики
принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики
принимают исходное положение.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони
под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед.
Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в
стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами
образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук
скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им
свободно вращает.
33
Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх.
Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец
попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец подняты вверх.
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой.
Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и
безымянному пальцам.
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний
пальцы. Ими шевелить в стороны
34
Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный
и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец
левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и
разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх,
они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому
пальцу.
Лошадка
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на
нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками
гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем
правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной
стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и
безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в
противоположные стороны.
Коза
У козы торчат рога,
Может забодать она.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и
мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к
ладони и обхвачены большим.
35
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом.
Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты
друг к другу.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные
пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Курочка
Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный
пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на
друга в полусогнутом положении.
Осы
Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и
безымянным вращать им в разные стороны.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в
стороны, ребенок шевелит ими.
36
Птенчики в гнезде
Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими
шевелить.
Краб
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие
пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в
одну сторону, затем в другую.
Замок
Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены.
Перебираем ими.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он
зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и
большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы
растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
37
Птичка
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя
и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие
пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья.
Помахать ими.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.
Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки),
указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).
Волк и лиса
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны.
Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб,
а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.
Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы,
чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть
сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.
38