ДОП Песочная страна 24

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск

Принято на заседании
педагогического совета 2024 г.
Протокол №

Утверждено
приказом заведующего МАДОУ
детский сад № 51 Е.В.Кругловой
от 31.07.2024 г №83-од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа художественной направленности
«Песочная страна».

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1год:72 часа.
Возрастная категория: от 4 до 6 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ______
Составитель: Максимович Екатерина Васильевна
педагог-психолог МАДОУ детский сад №51

г. Новороссийск,2024
Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
2.

Пояснительная записка программы:

2.1.

Направленность

2.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

2.3.

Формы обучения

2.4.

Режим занятий

2.5.

Особенности организации образовательного процесса

3.

Цель и задачи программы.

4.

Учебный план.

5.

Содержание программы.

6.

Планируемые результаты.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
7.

Календарный учебный график.

8.

Раздел программы «Воспитание»

9.

Условия реализации программы

10.

Формы аттестации.

11.

Оценочные материалы.

12.

Методические материалы.
Список литературы.

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2. Пояснительная записка
Дошкольное детство – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего
мира, его начальной социализации, когда развивается интерес и любознательность. Ребёнок
очень
рано приобретает
способность
воспринимать
красоту окружающей
действительности. В связи с этим развитие у детей творческих способностей и чувства
прекрасного влияет на эмоциональное развитие. Изобразительная деятельность – один из
немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребёнку творить самому.
Можно отметить два механизма психологической коррекции с помощью арттерапии (О.А,
Карабанова):
- когда искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать
травмирующую ситуацию и найти выход из неё, используя креативные способности
ребёнка;
- когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, «…изменяющая
действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С.Выготский,1987).
По мнению Е.А.Медведевой, возможности искусства по отношению к ребёнку
является источником позитивных переживаний, рождает новые креативные потребности и
способы их удовлетворения. Искусство соединяет первичный мир воображения ребёнка с
актуальным миром, в который он погружается.
Создание рисунков на песке – это, прежде всего самовыражение чувств и эмоций, которые
порой так трудно передать с помощью слов. Выражение ребёнком своих чувств – важный
показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом
состоянии, благополучии, перспективах развития. Игры с песком стабилизируют
эмоциональное состояние ребёнка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать
и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию связной, образной речи,
пополняется словарь. Создаются благоприятные условия для развития познавательных
процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия). Ребёнок, играя в
песок, проявляет любознательность, увлечённость своим творчеством. Занятия с
элементами песочной терапии в сочетании со сказкотерапией вызывают у детей интерес,
удивление, создают творческую атмосферу, позволяют раскрыть внутренний мир и
переживания, страхи и мечты детей. Игра и совместные действия с песком снимают барьер
в общении у детей, развивают коммуникативные навыки. Всё это приносит радость и
удовлетворение. Все трудности отступают, появляется возможность исполнения заветных
желаний. Тактильные упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят
в волшебную атмосферу. Овладевая техникой рисования песком ребёнок получает
возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает творческий характер продуктивной
деятельности. Накопленный опыт творческих изменений ребёнок переносит в
повседневную жизнь.
Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь
художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на
развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.
Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше
время. В процессе обучения детей решаются важнейшие задачи образования формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения
учиться, уметь слушать и слышать, видеть и запоминать. Очень важную роль в процессе
развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так
как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей,
на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Программа «Песочная страна» отвечает требованиям направления национальной политики
в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях
модернизации образования.
3

2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Программа направлена на преодоление проблем в общении, на формирование
ответственности за принятое решение и его последствия. Песочная терапия дает
возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и
психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и
гармония вашего ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная страна» отнесена к
программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены на
формирование и развитие художественно- эстетического вкуса, художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира.
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная страна» составлена в
соответствии с общей концепцией воспитания, на основе нормативных документов, с
учетом современных методик и форм обучения:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей
развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и
развития талантов;
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N
66403);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
9. Постановление Главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»» (гл. VI);
в соответствии с:
- письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015г №09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- письмом Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по
составлению рабочих программ, учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования» от 17.07.2015г № 47-10474/15-14;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
4

среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий от 20 марта 2020г. Министерство просвещения РФ;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск;
Лицензии МАДОУ детский сад № 51 на образовательную деятельностьи с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной
направленности и спецификой работы учреждения.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна программы определяется тем, что приоритетным является не формирование
знаний, умений, навыков, а развитие побуждений к творческой деятельности и способа её
организации.
Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания
образовательного процесса детей дошкольного возраста. Ребенок может передать свои
впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок,
фломастеров, пастели и других изобразительных материалов.
Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной
дошкольникам является рисование песком.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть,
мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе – это
замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки.
Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность
по–настоящему расслабиться, отдохнуть, он погружается в сказку, мир фантазий,
причудливых образов, волшебных точек и линий, пятен. Создание ребенком картины
песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его
творчество, создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Данный вид арт–искусства
подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом,
ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно
пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и
гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование
происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно
влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом
рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше
понимать себя.
Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает
различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и
художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается
координация движений, пространственное восприятие.
Актуальность данной программы состоит в том, что программа направлена на
развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы
детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал,
сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому
ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой
5

деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально
реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться
устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой
деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно,
повышает результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в
диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у
детей и для коррекции этих отклонений.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает
возможность овладеть широким набором техник рисования на песке и по песку, что
позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, а также сюжетно - тематическая организация занятий включает в себя игры с
песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие
познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического
напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и
т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать
удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком
максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют
добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени.
В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно,
повышает результативность в усвоении знаний.
Отличительные особенности программы: Программа «Песочная страна»
предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала.
Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает
поступательное художественное развитие ребенка. Возрастные и психологические
особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные
изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины,
пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия,
которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Так же, отличительной чертой программе является концентрический способ её
построения: повторное изучение темы предполагает усложнение и расширение содержания
образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.
1-й этап- происходит овладение с нетрадиционными техниками рисования, овладение
различными техниками рисования песком, и выразительными средствами изобразительной
деятельности, способами самовыражения посредством художественного образа;
2-й этап –воспитанникам предоставляется максимальная свобода выбора методов,
способов, приёмов самовыражения в рисовании, создания рисунков в воплощении
творческих замыслов.
Такое построение программы позволяет воспитаннику приступить к обучению с
любого этапа, так как учитывает накопленный ребёнком практический опыт и возрастные
особенности.
Адресат программы. Принимаются все желающие разной степени подготовленности
в возрасте от 4 до 6 лет. Основанием приема детей служит заявление от родителей и
желание ребенка. В процессе обучения в объединение могут быть зачислены обучающиеся,
не занимающиеся в группе в течение учебного года. Условия приема детей: запись на
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется
через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/ и заявления от родителей в очной форме.
Уровень программы Курс программы является стартовым (ознакомительным).
Программа рассчитана на один год обучения. Ознакомительный курс, направлен на
развитие у обучающихся творческих способностей, воображения, пространственного
мышления и формирование мотивации к занятиям по изобразительному творчеству.
2.3. Формы обучения – очная (с дифференцированным подходом).
6

2.4. Режим занятий - Программа рассчитана на один год обучения. Группы могут
формироваться по возрастному или разновозрастному принципу 4-6 лет. Программа
объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с
детьми. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность
учебного часа для разновозрастных групп 25-30 мин, программа рассчитана на 1год
обучения –72 часа.
Количество учащихся в одновозрастных группах от 5 до 10 человек.
Формы занятий:
- подгрупповые занятия, игровая
- деятельность; самостоятельная творческая (практическая) деятельность;
- совместная деятельность с педагогом; коллективная работа;
- контрольные (открытые) и итоговые занятия (согласно данной программе).
2.5. Особенности организации образовательного процесса
Группа формируется из учащихся одного, или разных возрастов с постоянным, или
переменным составом. Занятия проводятся всем составом или малыми группами, в
соответствии с особенностями организации учебно-образовательного процесса и техникой
безопасности. Особенности организации образовательного процесса в том, что методика
обучения предполагает вариативность и доступность восприятия теоретического
материала, которая достигается за счет наглядности с практическими занятиями, которые
дают большие возможности для творчества.
Программа реализуется на русском языке.
3. Цель и задачи программы
Целью программы создание условий для вовлечения дошкольников в мир
песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности,
овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
Задачи программы:
Предметные
1. Сформировать у детей представление об изобразительном материале – песке, его
видах, свойств художественных средствах рисунка на песке.
2. Освоить различные приемы выразительности в рисунке песком.
3. Учить алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом на песке,
овладению основами насыпания и прорисовывания пальцами и предметами;
4. Сформировать умение грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
5. Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
6. Познакомить детей с техникой рисования на песочных планшета
7. Выработать у детей умение использовать базовые приемы создания песочных
картин на световых планшетах, развивать плавность, точность движения, умение
работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки.
Личностные
1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
2.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную
деятельность детей.
3.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
4.
Развивать умения передавать эмоции, настроение в рисунке.
5.
Развивать у детей умение передавать силуэт, форму, строение, пропорции
предмета, используя разные оттенки света и тени.
7

6.
Развивать художественный вкус, тактильную чувствительность, мелкую
моторику руки
Метапредметные
1. воспитание креативности;
2. формирование уважения к труду; выработка усидчивости, терпения,
самостоятельности;
3. воспитание способности к самореализации и саморазвитию;
4. воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям,
материалам.
5. Формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в процессе творческой деятельности.
Психотерапевтические
1. Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
2. Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса
манипулирования песком и удовольствия от рисования.

4. Учебный план
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Форма
всего
теория практика аттестации
(контроля)

Песочная азбука.
1
Здравствуй, песочная страна!

2

1

1

2

Здравствуй, песочная страна!

2

1

1

3

Тайные следы и отпечатки.

2

1

1

4

Тайные следы и отпечатки.

2

5

Волшебные точки и линии.

2

6

Песочные фантазии.

2

2

7

Песочные фантазии.

2

2

Песочные картинки
8
Деревья такие разные.

2

9

Деревья такие разные.

2

10

Сказочные цветы.

2

2

1

1

1

1

2

1

1

Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
8

11

Сказочные цветы.

2

12

Фрукты и овощи. Песочные
истории.

2

13

Фрукты и овощи. Песочные
истории.

2

14

Подводное царство.

2

15

Подводное царство.

2

16

Птицы

2

17

Птицы

2

18

Домашние животные.

2

19

Домашние животные.

2

20

Дикие животные.

2

21

Дикие животные.

2

2

22

Сказочные животные.

2

2

23

Сказочные животные.

2

2

24

Песочные портреты.

2

25

Песочные портреты.

2

2

26

По мотивам любимых сказок.

2

2

27

По мотивам любимых сказок.

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий

9

28

Рисую космос

2

29

Рисую космос

2

2

30

Транспорт

2

2

31

Транспорт

2

2

32

Город, в котором я живу

2

33

Город, в котором я живу

2

2

34

Песочный вернисаж

2

2

35

Песочный вернисаж

2

2

36

Песочный вернисаж

2

2

Итого

72

1

1

14

1

1

Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий

58

5. Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана (возраст 4-6 лет)
Раздел 1 « Песочная азбука»
Тема 1.1 . Здравствуй, песочная страна! (4ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с песком и его структурой, песочными столами и инструментами
для рисования, техникой безопасности. Просмотр видеоролика. Аксессуары: песочные
столы, песок, проектор, экран, музыкальное сопровождение, щетка для сбора песка.
Практика (1ч.) Формирование фона -засыпание разными приемами.
Тема 1.2. Тайные следы и отпечатки (4ч.)
Практика (2ч.) Освоение приема получения изображения путем отпечатков, рисуем
фактуру различными предметами.
Тема 1.3. Волшебные точки и линии (4 ч.)
Практика (2ч.) Освоение приема рисования пальцами мелких деталей различных
объектов. Рисование линий, полос в любых направлениях плоскостью ладони, ребром
ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев.
Тема 1.4. Песочные фантазии (4 ч.)
Практика (2ч.) Рисование песочной картины по замыслу с использованием известных
способов изображения предметов.
Раздел 2 «Песочные картинки»
Тема 2.1. Деревья такие разные (4ч.)
Теория (1ч.) Знакомство со способами рисования различных по форме деревьев и
кустарников.
Практика (1ч.) Создание песочных картин: «Зимний пейзаж», «Еловый лес», «Дерево с
10

характером» - рисование деревьев разных пород.
Тема 2.2. Сказочные цветы (2 ч.)
Теория (1ч.) Просмотр видеоролика, знакомство с разными способами рисования цветов.
Практика (1ч.) Рисование песочных картин: «Сказочный цветок». «Букет цветов в вазе».
Тема 2.3. Фрукты и овощи. Песочные истории (4ч.)
Практика (2ч.) Рисование песочной картины «Блюдо с фруктами», «Живые овощи и
фрукты».
Тема 2.4. Подводное царство(4ч.)
Практика (2ч.) Рисование песочной картины «Морское царство». Приемы рисования
песком обитателей подводного мира (подводных растений, ракушек, кораллов, медуз,
осьминога, рыб и др. его обитателей).
Тема 2.5. Птицы (4ч.)
Теория (1ч.) Просмотр видеоролика, показ способов рисования разнообразных птиц с
помощью знакомых приемов.
Практика (1ч.) Рисование песочной картины: «Грачи прилетели», «Лебеди на озере»,
«Сова на ветке».
Тема 2.6. Домашние животные (4ч.)
Теория (1ч.) Просмотр видеоролика, показ способов рисования кота, собаки и др.
Практика (1ч.) Рисование песочной картины «Мои братья меньшие», « На лугу пасутся
ко…».
Тема 2.7. Дикие животные (4ч.)
Теория (1ч.) Просмотр видеоролика, рассматривание приемов рисования животных
песком.
Практика (1ч.) Рисование песочной картины «Веселый зоопарк». «В мире животных».
Тема 2.8. Сказочные животные (4ч.)
Практика (2ч.) Рисование песочной картины «Мой любимый мультгерой (животное)».
Тема 2.9. Песочные портреты (4ч.)
Теория (1ч.) Способы рисования приемом «по песку» и «песком» портреты людей (детей
и взрослых): в фас и в профиль.
Практика (1ч.) Рисование песочной картины «Портрет на песке», « Моя семья».
Тема 2.10. По мотивам любимых сказок (4ч.)
Практика (2ч.) Рисование сюжета из сказки.
Тема 2.11. Рисую космос (4ч.)
Практика (2ч.) Засыпание фона песком по спирали .Рисование космического пространства
с помощью тонких линий, используя инструменты. Рисование картины «Полет в космос».
Тема 2.12. Транспорт (4ч.)
Практика (2ч.) Рисование песочной картины «Незабываемое путешествие».
Тема 2.13. Город, в котором я живу (4ч.)
Практика (2ч.) Рисование картины «Мой город».
Тема 2.14 Песочный вернисаж (6ч.)
Практика (2ч.) Итоговое занятие.
Творческие работы обучающихся
6. Планируемые результаты
Планируемые результаты
Предметные:
композиционная передача, пропорции);
иёмов рисования песком;
приемов на световом планшете;
11

на песочном поле.
Личностные:
навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной
деятельности со сверстниками и взрослым,
настойчивость в достижении цели; быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе
творческого взаимодействия с педагогом; уметь проявлять самостоятельность в поиске
решений различных ситуаций и творческую активность; проявлять интерес к новым
техникам нетрадиционного рисования, к новым способам самовыражения.
Метапредметные:

подводного мира и т.д.);
пропорции частей;
с педагогом;
зцу и заданными приемами;
самостоятельно продолжать выполнение задуманной песочной композиции;
; ориентироваться в пространстве
светового планшета и песочницы; уметь моделировать (выделять и обобщенно
фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач);
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
1. Календарный учебный график обучения
Расписание: вторник, четверг с 15.30-16.00
Форма
Место
Форма
Дата
Наименование
Количество
занятия
проведен
контроля
раздела, темы
часов
ия

Сентябрь Здравствуй,
…/.../../../ песочная страна!

4

Сентябрь Тайные следы и
…/.../../../ отпечатки.

4

Октябрь
…/.../../../

Волшебные точки и
линии.

4

Октябрь
…/.../../../

Песочные
фантазии.

4

Ноябрь
…/.../../../

Деревья такие
разные.

4

Очная,
Помещение Выполнение
групповая у кабинета практических
педагогазанятий
психолога
Очная,
Помещение Выполнение
групповая у кабинета практических
педагогазанятий
психолога
Очная,
Помещение Выполнение
групповая у кабинета практических
педагогазанятий
психолога
Очная,
Помещение Выполнение
групповая у кабинета практических
педагогазанятий
психолога
Очная,
Помещение Выполнение
групповая у кабинета практических
занятий
12

Ноябрь
…/.../../../

Сказочные цветы.

2

Очная,
групповая

Декабрь
…/.../../../

Фрукты и овощи.
Песочные истории.

4

Очная,
групповая

Декабрь
…/.../../../

Подводное царство.

4

Очная,
групповая

Январь
…/.../../../

Птицы

4

Очная,
групповая

Январь
…/.../../../

Домашние
животные.

4

Очная,
групповая

Февраль
…/.../../../

Дикие животные.

4

Очная,
групповая

Февраль
…/.../../../

Сказочные
животные.

4

Очная,
групповая

Март
…/.../../../

Песочные
портреты.

4

Очная,
групповая

Март
…/.../../../

По мотивам
любимых сказок.

4

Очная,
групповая

Апрель
…/.../../../

Рисую космос

4

Очная,
групповая

Апрель
…/.../../../

Транспорт

4

Очная,
групповая

Май
…/.../../../

Город, в котором я
живу

4

Очная,
групповая

Май
…/.../../../

Песочный вернисаж 6
Итоговое занятие

Очная,
групповая

педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета
педагогапсихолога
Помещение
у кабинета

Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
Выполнение
практических
занятий
13

педагогапсихолога
8. Раздел программы «Воспитание»
Воспитательная работа с коллективом обучающихся объединения
Воспитательные мероприятия направлены на создание условий для формирования
социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
План воспитательной работы
№ п/п
Направления
Название
Сроки
Форма проведения
воспитательной
мероприятия
проведения
деятельности
1
Общекультурное
«День открытых
сентябрь
Организация
направление
дверей»
презентации
объединения
Новогодний праздник
декабрь
Фотовыставка, участие в
оформлении ДОУ
«8 марта»
февраль
Фотовыставка, участие в
оформлении ДОУ
«День защиты детей»
июнь
Игровая программа
2
Гражданско День города
сентябрь
Посещение музея ДОУ
патриотическое
(Новороссийск вчера и
сегодня)
«День народного
ноябрь
Посещение музея ДОУ
единства»
(куклы в народных
костюмах)
«День защитника
февраль
Игровая программа
Отечества»
«День Победы»
май
Игровая программа,
выставка работ
Работа с
Родительские
август
беседа показ с
родителями
собрания
использованием ИКТ
Отчетное занятие

9. Условия реализации программы
Материально технические условия
Для реализации общеобразовательной программы необходимы: кабинет, соответствующий
санитарным нормам СанПин.
столы песочные, световые 5шт, стулья по количеству детей
розетки с предохранительными устройствами и удлинители
сборник классической музыки,
 Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
 лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

14



разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические;
изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
 миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и
возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндерсюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
 бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы,
одноразовые соломки для коктейля.
 щетка с совком для сбора песка.
Демонстрационный материал для детей должен быть выполнен в цветном виде достаточно
большого размера без лишних деталей.
Структура программы:
Материал курса «Песочная страна» представлен в программе следующими разделами:
- «Песочная азбука»,
- «Песочные картинки».
Занятия по этим содержательным разделам распределены в течение учебного курса.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей –
теоретической и практической.
Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития
пространственного и логического мышления. При распределении заданий учитывается
возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность,
существующие навыки и умения. Навыки в изображении с помощью песка развиваются
по мере усложнения заданий программы
10. Формы аттестации.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
Предусматриваются
различные
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной образовательной программы:
- открытое занятие;
- мастер-класс;
- творческая мастерская;
- мини-выставки;
- отчетная выставка;
- выставки для родителей;
- мониторинг по отслеживанию результативности усвоения материала,
- отзывы родителей на сайте образовательного учреждения.
Для оценки предметных и метапредметных результатов рекомендуется проводить
входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям. Используются виды
контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение
личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения
уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога
(наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения
качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих
заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
15

Формы оценки знаний и умений учащихся: мини-выставки, отчетная выставка, а
также выставки для родителей, проводится опрос на определение знаний по разделам
программы, а также мониторинг по отслеживанию результативности усвоения материала:
- Тематические выставки (фото)-изобразительных работ в течение года;
- Итоговая выставка (фото) детского песочного творчества.
Работа с родителями:
Выставка фото работ, видео-записи с занятий, индивидуальные беседы
11. Оценочные материалы
Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не
может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о
незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему
незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе,
агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее
эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно
выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если
ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице,
присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная
память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
ДИАГНОСТИКА.
Задача диагностики: выявление уровня художественного и психо-моторного
развития ребенка при котором происходит фиксация начального уровня, промежуточного
уровня и итогового уровня развития
Метод диагностики: наблюдение за учениками в процессе их работы на
индивидуальных столах по специально подобранными заданиям
Параметры диагностики:

Внимание и память

Плавность, изящество, точность движений при работе с песком

Насыпание песка

Работа кулачком

Работа мизинцем

Работа ладонью

Работа пальчиками
16


Понятие основ композиции
Балльная система.
1 балл – плохо держит внимание, запоминает не все, что показывает педагог, движения
резкие, из-за чего насыпание песка неравномерное, недостаточная точность движений и в
силу чего линия прерывиста, слабо передает характер рисунка, недостаточно развита
координация, в следствии чего плохо работает кулачком, мизинцем и ладонью,
недостаточно владеет основными принципами композиции.
2 балла – не всегда хорошо держит внимание, запоминает неплохо то, что показывает
педагог, движения не совсем плавные, из-за чего насыпание песка бывает иногда
неравномерное, неплохая точность движений и в силу чего линия почти всегда точная,
плавная, хорошо передает характер рисунка, хорошо развита координация, в следствии чего
неплохо работает кулачком мизинцем и ладонью, владеет основными принципами
композиции.
3 балла- хорошо держит внимание, запоминает хорошо то, что показывает педагог,
движения плавные, точные, насыпание песка всегда равномерное, хорошая точность
движений и в силу чего линия всегда плавная, хорошо передает характер рисунка, хорошо
развита координация, в следствии чего хорошо работает кулачком мизинцем и ладонью,
хорошо владеет основными принципами композиции.
Критерии оценки параметров

Внимание и память – способность не отвлекаться во время работы педагога на
демонстрационном столе, наблюдать движение рук и пальцев педагога,
последовательность движений и приемов. Если ученик повторяет все движения педагога
на своем столе правильно, не испытывая никаких затруднений, то это высокий уровень.
Если ученик несмотря на то, что внимательно наблюдал за педагогом запомнил только
основные приемы и не может работать в деталях и ему необходимы подсказки со
стороны преподавателя, то это средний уровень. Если ученик путается в основных
приемах из-за невнимательности во время демонстрации – это низкий уровень

Плавность, изящество, точность движений при работе с песком – способность
повторять точно движения руками и пальцами педагога во время его работы на
демонстрационном столе, при этом от плавности и изящества движений зависит красота
и изящество линий и посыпаний. Если движение рук и пальцев при работе песком
изящны и плавны, и ученик не испытывает никаких затруднений в работе, то это высокий
уровень. Если из-за недостаточной координации ребенок не всегда может плавно двигать
руками и пальцами во время работы песком – средний уровень. Если ученик испытывает
большие затруднения в движениях во время работы с песком – низкий уровень

Насыпание песка – один из основных приемов работы песком, при котором получатся
ровный, однородный слой песка для работы по нему пальцем, ладонью, кулачком. Если
ученик не испытывает затруднений в насыпании ровного слоя песка, то это высокий
уровень. Если ровный слой песка при насыпании получается не всегда, то это средний
уровень. Если ученик испытывает сложности и ему необходима помощь педагога – это
низкий уровень

Работа кулачком – один из основных способов работы песком, который дает
возможность снимать слои песка, образуя гладкую поверхность. Если ученик не
испытывает никаких затруднений в работе кулачком, то это высокий уровень. Если
иногда испытывает некоторые трудности – средний уровень. Если ученик испытывает
трудности постоянно и ему необходима помощь учителя – низкий уровень.

Работа мизинцем – Один из основных способов работы песком, который дает
возможность снимать тонкие слои песка. Если ученик не испытывает трудностей в
17

работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу
таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется
помощь учителя – третий уровень.
 Работа ладонью - Один из основных способов работы песком, который дает
возможность снимать широкие слои песка. Если ученик не испытывает трудностей в
работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет работу
таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику часто требуется
помощь учителя – третий уровень.
 Работа пальчиками - Один из основных способов работы песком, который дает
возможность создавать на поверхности песка линии. Если ученик не испытывает 13
трудностей в работе таким способом, то это высокий уровень. Если ученик не всегда
выполняет работу таким способом без затруднений – средний уровень. Если ученику
часто требуется помощь учителя – третий уровень.
Понятие основ композиции –
элементарные знания, позволяющие разместить в определенном формате элементы
композиции, понятие симметрии по массам, ритма, динамики, уравновешенности,
статики в композиции. Если ученик не испытывает трудностей в работе над
композицией, то это высокий уровень. Если ученик не всегда выполняет правильно
оценивает формат, делает незначительные композиционные ошибки – средний уровень.
Если ученику часто требуется помощь учителя – третий уровень.

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл
Формы фиксации результатов:

Фото и видеоматериалы

Индивидуальные карты воспитанников

Подборка материалов (папка)

После каждого занятия ребенок создает рисунок на световом столе, а педагогом
создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с
участием детей
Для определения результативности
ожидаемых
результатов освоения
дополнительной образовательной программы проводится педагогическая диагностика
освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные
задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.
12.Методическое обеспечение программы






В процессе рисования песком на световых планшетах используются разнообразные
методы обучения приемам рисования песком.
Наглядные методы:
Метод иллюстрации предполагает рассматривание фотографий, графических
изображений, песочных рисунков (взрослых и детей) тех предметов, которые
предстоит
рисовать песком;
Метод демонстрации включает в себя непосредственное наблюдение за процессом
рисования;
Словесные методы:
18
























Беседа, рассказ по теме рисования;
Пояснение процесса выполнения приема рисования песком;
Рефлексия занятия, анализ песочных картин.
Практические методы.
Выбор приемов рисования;
Графические игры и упражнения;
Пальчиковые игры и упражнения;
Показ педагогом изобразительных приемов;
Рисование с ребенком приемом «рука в руке»;
Самостоятельное рисование песком на световом планшете;
Сотворчество, реализуемое в процессе коллективных форм рисования.
Методы активизации изобразительной деятельности:
Репродуктивные, предусматривающие выполнение графических упражнений,
стимулирование повторения изобразительного приема, рисование песочной
картины по образцу;
Частично- творческие, стимулирующие внесение отдельных изменений в образец
рисунка;
Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний;
Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное
в окружающем мире;
Метод сенсорного насыщения;
Метод использования арт-терапевтических игр и упражнений на песочном
планшете.
Методы контроля и оценки результатов изобразительной деятельности;
Метод соотнесения своей работы с образцом;
Метод оценки песочных картин других детей (качество, содержание, эстетическая
привлекательность, выразительность, экспрессивность);
Метод экспонирования песочных картин (выставки детских работ);
Метод самооценки песочных картин

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы.
Данные методы:




дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости
от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта
между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят
упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и
познавательной сфер ребенка.
19

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие
мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие
работы.
Часть 3. Завершающая
Подводится итог занятия, создается у каждого участника чувства принадлежности к
группе и закрепляются положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что
было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода.





На занятиях используются:
индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной
кинетическим песком;
фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
шаблоны-трафареты;
кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

игротерапии и лепки

Список литературы
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение
естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер
детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006,
№1-2007
3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
4. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников //
Психолог в детском саду №3-2006.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия //
Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной
терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
7. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ.
Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
8. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственноколичественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития //
Дошкольная педагогика №3-2005.
10. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. —
СПб., 2005
11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.r
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://ru.wikipedia.org

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».