Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск
Принято на заседании
педагогического совета «31»июня 2024 г.
Протокол № 5
Утверждено
приказом заведующего МАДОУ
детский сад № 51 Е.В.Кругловой
от 31.07.2024 г №83-од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Изо деятельность»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2 года:144
часа (1год-72 часа, 2год-72 часа).
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Состав группы: до 12 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на внебюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ______
Составитель: Диденко Татьяна Борисовна
воспитатель МАДОУ детский сад № 51
г. Новороссийск,2024
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1.
Направленность
2.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3.
Формы обучения
2.4.
Режим занятий
2.5.
Особенности организации образовательного процесса
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание»
9.
Условия реализации программы
10.
Формы аттестации.
11.
Оценочные материалы.
12.
Методические материалы.
Список литературы.
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2. Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе
творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место
и назначение в этом прекрасном мире.
Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь
художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на
развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.
Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше
время. Изобразительное искусство - один из видов художественного творчества человека.
В процессе обучения детей решаются важнейшие задачи образования - формирование
предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться, уметь
слушать и слышать, видеть и запоминать. Очень важную роль в процессе развития и
воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они
нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на
развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Программа «Изодеятельность» отвечает требованиям направления национальной политики
в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях
модернизации образования.
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы. Дополнительная
общеразвивающая программа «Изо деятельность» отнесена к программам художественной
направленности. Ее цель и задачи направлены на формирование и развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления,
подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления
к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Дополнительная общеразвивающая программа «Изо деятельность» составлена в
соответствии с общей концепцией воспитания, на основе нормативных документов, с
учетом современных методик и форм обучения:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей
развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и
развития талантов;
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N
66403);
3
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
9. Постановление Главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»» (гл. VI);
в соответствии с:
- письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015г №09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- письмом Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по
составлению рабочих программ, учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования» от 17.07.2015г № 47-10474/15-14;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий от 20 марта 2020г. Министерство просвещения РФ;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск;
Лицензии МАДОУ детский сад № 51 на образовательную деятельность и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной
направленности и спецификой работы учреждения.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и
способов развития детского творчества, направленных не только на формирование
нравственно-эстетических потребностей, развития художественной культуры, но и на
интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе
рисования. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Программа «Изо
деятельность» является ознакомительной и не предполагает наличие у обучающихся
специальной подготовки и знаний в области изобразительного творчества. К освоению
образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования и подготовки детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что изобразительная деятельность
с самого раннего возраста оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного
мышления и мелкой моторики ребенка. Занятия детей изобразительным искусством
совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать,
учат понимать прекрасное, влияют на восприятие образного мышления, развивают мелкую
моторику ребенка. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир информационных
технологий давит на его еще неокрепшую психику. Приобретая практические умения и
навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в желании что-то создавать своими руками. В настоящее время развитие
творческих способностей и самостоятельности детей является социально значимой для
4
общества. Программа «Изо деятельность» разработана на основе авторской парциальной
программы «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в
машине времени» - занятия в «Изо-студии» и рассчитана на 2 года обучения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает
возможность овладеть широким набором техник изобразительного творчества, что
позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и
творчеству.
Отличительные особенности программы: Программа
«Изо деятельность»
предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала.
Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает
поступательное художественное развитие ребенка. Возрастные и психологические
особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные
изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины,
пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия,
которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Так же, отличительной чертой программе является концентрический способ её
построения: повторное изучение темы предполагает усложнение и расширение содержания
образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.
1-й этап - происходит овладение с нетрадиционными техниками рисования, овладение
различными техниками изобразительного искусства, и выразительными средствами
изобразительной деятельности, способами самовыражения посредством художественного
образа;
2-й этап – воспитанникам предоставляется максимальная свобода выбора методов,
способов, приёмов самовыражения в изобразительной деятельности, в воплощении
творческих замыслов.
Такое построение программы позволяет воспитаннику приступить к обучению с
любого этапа, так как учитывает накопленный ребёнком практический опыт и возрастные
особенности.
Адресат программы. Принимаются все желающие разной степени подготовленности в
возрасте от 5 до 7 лет. Основанием приема детей служит заявление от родителей и желание
ребенка. В процессе обучения в объединение могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе в течение учебного года. Условия приема детей: запись на
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется
через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/ и заявления от родителей в очной форме.
Уровень программы Курс программы является стартовым (ознакомительным).
Программа рассчитана на два года обучения. Ознакомительный курс, направлен на
развитие у обучающихся творческих способностей, воображения, пространственного
мышления и формирование мотивации к занятиям по изобразительному творчеству.
2.3. Формы обучения – очная (с дифференцированным подходом).
2.4. Режим занятий - Программа рассчитана на один год обучения. Группы могут
формироваться по возрастному или разновозрастному принципу 5-6 лет, 6-7 лет.
Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные
формы работы с детьми. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность учебного часа для разновозрастных групп 30 мин, программа
рассчитана на 2 года обучения – 144 часа.
Количество учащихся в одновозрастных группах от 10 до 15 человек.
Формы занятий:
- подгрупповые занятия, игровая
- деятельность; самостоятельная творческая (практическая) деятельность;
5
- совместная деятельность с педагогом; коллективная работа;
- контрольные (открытые) и итоговые занятия (согласно данной программе).
2.5. Особенности организации образовательного процесса
Группа формируется из учащихся одного, или разных возрастов с постоянным, или
переменным составом. Занятия проводятся всем составом или малыми группами, в
соответствии с особенностями организации учебно-образовательного процесса и техникой
безопасности. Особенности организации образовательного процесса в том, что методика
обучения предполагает вариативность и доступность восприятия теоретического
материала, которая достигается за счет наглядности с практическими занятиями, которые
дают большие возможности для творчества.
Программа реализуется на русском языке.
3. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование творческих способностей,
художественного вкуса, развитие эстетических чувств и представлений в процессе
художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
Предметные
1. Знакомство с основами живописи, изобразительного и декоративно-прикладного
творчества.
2. Развитие умения рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты,
треугольники, овалы и т. д.), изображать предметы крупно, полностью используя лист
бумаги.
3. Обучение выполнению работ в различных техниках изобразительного и
декоративно-прикладного творчества.
4. Формировать навыки владения нетрадиционными техниками изобразительного
искусства как возможностями творческого самовыражения
Личностные
1. Развитие эмоционального отклика на художественную красоту окружающего
мира, на события и явления жизни, на красоту искусства своей страны и других народов.
2. Развитие способности видеть художественную красоту и многообразие
окружающего мира, выражая свои цветовые впечатления о предметах и явлениях в
сочетаниях существительных с прилагательными (белый снег, синие сумерки, красные
тюльпаны, золотистые листочки и т.п.).
3. Воспитание трудолюбия, аккуратности при выполнении работ.
Метапредметные
1. Развитие навыков использовать свои наблюдения и фантазию при выполнении
работ.
2. Развитие умения адекватно оценивать свои достижения.
3. Формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в процессе творческой деятельности
4. Учебный план
Учебный план 1 год обучения
№п/
п
Название раздела, блоков
Количество часов
Формы
аттестации /
контроля
Итого Теория Практика
6
1
Путешествие с палитрой
«Цветной мир» (вводные занятия)
1
-
1
2
Путешествие в тапочках
«Мир семьи»
Путешествие босиком
«Мир детства»
Путешествие в сандалиях
«Жаркие страны»
Путешествие в валенках
«Холодные страны»
Путешествие в бескозырке
«Мир моря»
Путешествие в скафандре
«Мир космоса»
Путешествие на ковре-самолёте
«Мир сказки»
15
5
10
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
выставка работ
15
5
10
выставка работ
4
1
3
выставка работ
14
4
10
выставка работ
6
2
4
выставка работ
6
2
4
выставка работ
11
3
8
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
Итого:
72
22
50
3
4
5
6
8
9
Учебный план 2 год обучения
№п/
п
Название раздела, блоков
Количество часов
Итого Теория Практика
1
1
Формы
аттестации /
контроля
1
Путешествие с палитрой
«Цветной мир» (вводные занятия)
2
Путешествие в тапочках
«Мир семьи»
Путешествие босиком
«Мир детства»
Путешествие в сандалиях
«Жаркие страны»
Путешествие в валенках
«Холодные страны»
Путешествие в бескозырке
«Мир моря»
Путешествие в машине времени
«Древний мир»
Путешествие в скафандре
«Мир космоса»
Путешествие на ковре-самолёте
«Мир сказки»
10
3
7
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
выставка работ
8
2
6
выставка работ
6
2
4
выставка работ
12
4
8
выставка работ
12
4
8
выставка работ
6
2
4
выставка работ
6
2
4
выставка работ
11
3
7
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
Итого:
72
22
50
3
4
5
6
8
9
5. Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана
7
1-й год обучения (возраст 5-6 лет)
№
п/п
1
2-3
4
5-6
7
8-9
10-11
12
1314
15-16
17
Тема занятия
(практическая
реализация
содержания)
Вид изобразительной
деятельности
Теория
I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)
Путешествие в мир Рисование по замыслу,
красок
диагностика
Формирование
представлений о
различных техниках
рисования, воплощение
фантазийных замыслов.
II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»
Мои домашние
Рисование по
Создание образа домашнего питомца по
питомцы.
представлению
представлению, передача фигуры
животного в движении.
В гостях у милой Рисование с элементами Создание картинок в смешанной технике
бабушки.
аппликации
(рисование+аппликация) по впечатлениям
о проведённом отпуске.
За чаем не скучаем. Аппликация силуэтная Освоение новой техники аппликации –
вырезывание по нарисованному или
воображаемому контуру, создание сюжета
на основе представления о домашнем
уюте, вырезывание силуэтов бытовых
предметов и людей (профиль).
Мои любимые
Рисование фантазийное Знакомство с техникой кляксография,
домашние растения.
развитие творческого восприятия мира,
фантазии.
Красивые
Лепка из синтетической Создание образов бытовых предметов по
подсвечники
глины, роспись
мотивам народного декоративноприкладного искусства.
Узорчатые полотенца
Аппликация
Создание образов красивых домашних
вещей с ленточным орнаментом, развитие
чувства ритма и композиции.
Копилка с монетками Лепка на готовой форме
Создание образов функциональных
бытовых предметов на основе готовой
формы (банки, коробки, упаковки).
Копилка с монетками Лепка на готовой форме
Создание образов функциональных
бытовых предметов на основе готовой
формы (банки, коробки, упаковки).
Моя мама самая
Рисование
Знакомство с портретным жанром,
лучшая.
Рисование с
соблюдением пропорций.
эл.аппликации
III. Путешествие босиком «Мир детства»
Наши любимые
Лепка
Создание пластических образов по
игрушки
замыслу с передачей особенностей
внешнего вида любимых игрушек и своего
к ним отношения.
8
18- Посмотри в своё окно Рисование по замыслу
Поиск «видов» за окном и
19
самостоятельный выбор изобразительновыразительных средств для создания
пейзажа.
20
Весёлые портреты
Аппликация с
Продолжение знакомства с портретным
элементами бумажной
жанром и освоение изобразительнопластики
выразительных средств бумажной
пластики.
21
Как мы были
Лепка сюжетная
Самостоятельный поиск способов
маленькими
изображения фигуры спящего человека
(малыша) в кроватке.
22- Детки у куреня (кукла Рисование с натуры
Знакомство с национальной одеждой
23
в национальной
коренных народов Кубани, изображение
одежде).
детей в национальной одежде,
национальный орнамент и его
применение.
24Наша группа
Рисование ладошками
Создание коллективного портрета
25
(динамических образов) группы на основе
ладошки.
26- Зимние забавы детей
Рисование ватными
Знакомство с новой техникой в
27
палочками
изобразительной деятельности,
составление сюжета
28- Новогодние игрушки
Бумагопластика,
Создание оригинальных ёлочных
29
конструирование
украшений.
30Красавица-ёлка
Рисование и аппликация Фантазийное изображение новогодней
31
ёлки в детской дизайн-деятельности,
самостоятельный подбор изобразительных
средств.
IV. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»
32
Жираф заболел
Лепка
Создание оригинальных образов
заболевшего жирафа с акцентом на
длинной шее (шарф, компресс. воротник).
33 Весёлые обезьянка на
Аппликация с
Создание коллективной аппликации
пальмах
элементами
«Остров в море» с ловкими, быстрыми
конструирования
обезьянками на стройных пальмах.
34- Пёстрые попугаи на
Рисование, освоение Создание панно «Тропическое дерево» с
35
дереве
техники «отпечаток разноцветными попугаями в разных позах
листьями»
на нём.
V. Путешествие в валенках «Холодные страны»
3637
Птичий базар.
Лепка
38
Лето в тундре.
Рисование пейзажное в
технике «монотопия»
Лепка птиц в движении и создание
коллективной композиции с
использованием элементов
конструирования.
Знакомство с новой техникой
изобразительного искусства, развитие
чувства прекрасного от общения с
природой.
9
Создание сюжетной композиции в
технике коллаж, расширение
возможностей бумажной пластики.
40- В гостях в Великом
Лепка с элементами
Конструирование из природного
41
Устюге.
конструирования
материала (мох, ветки, сухие листья и др.)
42Мороз-художник.
Рисование с помощью
Узоры на окнах, деревья в инее –
43
техники «ниткография»
реализация сказочного замысла.
Знакомство с новой техникой исполнения,
развитие наблюдательности.
44- Зимние праздники.
Аппликация,
Создание тематической открытки-подарка
45
конструирование из
к 23 февраля, применение знакомых
бумаги
техник в бумагопластике и аппликации.
46- Необычные валенки.
Декоративное панно
Создание композиции по замыслу в
47
(аппликация из сукна)
детской дизайн-деятельности.
48 – Праздник 8 марта.
49
39
Животные зимой.
Аппликация (коллаж)
VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»
5051
5253
5455
56
57
5859
6061
6263
6465
Морские коньки
играют в прятки
Аппликация с
Развитие владения техникой аппликации –
элементами детского
вырезывание по нарисованному или
дизайна
воображаемому контуру.
Стайка дельфинов
Аппликация
Освоение новой техники аппликации –
симметричное вырезывание по
нарисованному или воображаемому
контуру.
Рыбки играют, рыбки Рисование декоративное
Свободное сочетание разных
сверкают
с элементами
изобразительных техник, включение
аппликации и письма элементов письма в оформление рыбок.
VII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»
Летающие тарелки и Рисование мыльными Знакомство с новой техникой рисования,
пришельцы из космоса
пузырями
создание оригинальных образов
космических объектов по замыслу,
развитие навыков творчества.
Звёзды и кометы
Аппликация из цветной
Создание панорамной композиции в
бумаги, ткани и фольги технике коллаж из разных материалов,
вырезывание звёзд по опорной схеме.
В далёком космосе
Лепка рельефная
Совершенствование техники рельефной
(панорама)
лепки, передача пластики, движения и
колорита космических объектов.
Встреча на Луне.
Рисование в технике Знакомство с новой техникой рисования,
свеча+акварель
создание оригинальных образов
космических летательных аппаратов,
фантазийных пейзажей по представлению.
VIII. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»
Тили-тили-тили бом
Лепка сюжетная
Создание коллективной композиции по
мотивам народной потешки – лепка
персонажей с передачей движения.
Жар-птица
Аппликация с
Развитие творческого воображения –
элементами рисования и свободное применение и комбинирование
письма
знакомых художественных техник.
10
66
67
6869
7071
72
Перо Жар-птицы
Рисование с элементами
письма
Свободное сочетание разных
изобразительных техник, включение
элементов письма в оформление перьев
жар-птицы.
Змей Горыныч
Лепка сюжетная по Лепка сказочных персонажей в движении
замыслу
по мотивам русских народных сказок,
творческое сюжетосложение.
Избушка на курьих Аппликация сюжетная
Создание образа сказочной избушки,
ножках
самостоятельный выбор изобразительновыразительных средств.
Сказочное болото для
Лепка рельефная
Знакомство с изразцом как видом
Царевны Лягушки
декоративная
декоративно-прикладного искусства,
лепка по его мотивам.
Сказки моего народа. Рисование сюжетное
Знакомство с сочетанием техник
(восковые
рисования, создание собирательного
мелки+акварель)
образа сказок народов мира, фантазийный
сюжет по представлению.
2-й год обучения (возраст 6-7 лет)
№
п/п
1
Тема занятия
(практическая
реализация
содержания)
Вид изобразительной
деятельности
Теория
I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводное занятие)
Путешествие с
Рисование цветовой гаммы
Экспериментирование с
палитрой
цветом.
II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»
2-3 Кто-кто с нами рядом
Рисование с натуры
Развитие приёмов реалистичного
живёт (домашние
рисования домашних животных с
питомцы )
натуры (фотографии), развитие
восприятия.
4-5
Наши бабушки и
ЛепкаЭкспериментирование с пластическим
дедушки.
экспериментирование
образом – поиск способов лепки частей
человеческого тела из солёного теста и
дизайна с помощью различных
материалов.
6-7
Мама милая моя.
Рисование с натуры
Осуществление творческого замысла
(фотографии)
домашнего очага, главным персонажем
которого является мама.
8-9
За праздничным
Аппликация, коллаж
Творческий поиск изобразительностолом.
выразительных средств для создания
макета домашней обстановки во время
праздника.
10 Красивые салфетки для Рисование декоративное Создание образов красивых домашних
кафе
вещей с центрическим орнаментом,
развитие чувства ритма и композиции.
11 Красивая посуда для Лепка модульная из колец Освоение оригинального способа лепки
детского кафе
посуды из столбиков, замыкающихся в
кольца.
III. Путешествие босиком «Мир детства»
11
12 - Что-что с нами рядом
13 растёт (комнатные
растения)
Рисование с натуры
Знакомство со спецификой
реалистичного рисования комнатных
растений с натуры, развитие
восприятия.
14- Мои друзья-товарищи.
Рисование человека с
Развитие приёмов реалистичного
15
натуры
рисования портрета человека,
знакомство с выразительными
средствами в изображении лица
человека.
16- Кто работает в детском Аппликация, рисунок,
Творческая мастерская по замыслу:
17
саду?
коллаж
развитие творческих способностей и
фантазии.
18- Детская площадка
Аппликация сюжетная с
Творческий поиск изобразительно19
элементами лепки
выразительных средств для создания
макета детской игровой площадки.
IV. Путешествие в валенках «Холодные страны»
20- Полярное сияние.
Рисование пастелью.
Освоение нового художественного
21
Белый мишка на
Торцевание.
материала (пастель), создание
льдине любуется
колористических нефигуральных
полярным сиянием.
композиций.
22- Катание на оленях,
Лепка коллективная с
Лепка животных и людей в движении и
23
лошадях, собаках,
применением природного создание коллективной композиции с
черепахах
материала
использованием элементов
конструирования, расширение
представлений о жизни людей.
24Зимний двор.
Пластилинография
Знакомство с новой техникой
25
изобразительности, создание сюжетной
композиции в технике
пластилинография, расширение
возможностей изобразительного
творчества.
26Арктическая
Аппликация коллективная
Изображение фигуры человека в
27
экспедиция
движении и экипировке, формирование
навыков сотворчества.
28- Снеговики и ёлки.
Поделки из бросового Знакомство с техникой конструирования
29
материала
из различных материалов, развитие
воображения при поиске
изобразительных средств и
декорирования.
30- Ночной город и лес
Графика
Навыки работы с карандашом, тушью,
31
чернилами. Четкость линий и рисунка.
Искусство формы. Композиция в
графике
V. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»
32- Топают по Африке
Лепка
Создание оригинальных образов
33
слоны, носороги и
крупных животных на основе
бегемоты.
обобщённого способа лепки.
34Мишка-коала на
Аппликация сюжетная
Создание коллективного панно
35 эвкалипте в Австралии.
«Австралийский эвкалипт» с силуэтами
мишек коал на ветках (в разных позах).
12
Знакомство с новой техникой
рисования, творческий поиск
изобразительно-выразительных средств
для передачи особенностей животного
мира жарких стран.
VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»
38- Плавают по морю киты
Лепка коллективная
Создание пластичных образов на основе
39
и кашалоты
обобщённого способа ле пки из конуса
или овоида(яйца)
40- Чудесные раковины
Рисование с натуры
Создание реалистичного природного
41
образа с натуры.
42- Ветер по морю гуляет
Лепка рельефная
Освоение лепки пластилиновой
43 и кораблик подгоняет
(пластилинография)
живописи, передача пластики и
колорита морских волн.
44 Зимние праздники. 23 Аппликация сюжетная,
Создание поздравительной открытки
–
февраля
бумагопластика.
своими руками.
45
46Зооморфный
Декоративное рисование
Знакомство с декоративным
47
орнамент, Клады
рисованием, использование в узоре
Причерноморья
разнообразных форм, прямых, кривых и
ломаных линий, растительного
орнамента
48- Мамин праздник – 8
Аппликация сюжетная,
Создание объемной открытки,
49
марта.
бумагопластика.
праздничных цветов из различных
видов бумаги, расширение творческих
возможностей.
VII. Путешествие в машине времени «Древний мир»
3637
Кенга и крошка Ру
50- Наскальная живопись
51
52
53
54
–
55
Рисование в технике
граттаж
Создание оригинальных контурных
рисунков в большом масштабе, развитие
творческого воображения.
Динозаврики
Лепка сюжетная
Моделирование фигурок динозавров по
представлению, создание сюжетной
композиции «Это было давным-давно».
Папортниковый лес Аппликация с элементами Создание многоплановой коллективной
бумажной пластики
композиции.
Динозавры и
Аппликация силуэтная
Вырезывание фигурок разных
динозаврики
динозавров с помощью шаблона или
трафарета, создание сюжетных
композиций.
VIII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»
56- Покорители космоса –
57
наши космонавты
58
Звёздное небо.
Художественное
экспериментирование
Лепка сюжетная
Рисование способом
набрызга
Моделирование фигуры человека в
движении и характерной экипировке.
Освоение новой техники рисования,
самостоятельный поиск сюжета и
изобразительно-выразительных средств
для передачи впечатлений о
космическом пространстве.
13
Создание оригинальных сюжетных
композиций по замыслу, развитие
творческого воображения.
60Инопланетяне
Аппликация сюжетная из
Создание оригинальных сюжетных
61
приземлились.
готовых форм
композиций по замыслу, развитие
творческого воображения, передача
образа в движении.
IX. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»
62- Оформление книжки- Знакомство с книжной
Оформление книжек-самоделок,
63
самоделки
графикой
знакомство со структурой детской
художественной книги и спецификой её
оформления.
64- Оттиски и отпечатки Экспериментирование в
Экспериментирование с разными
65
изодеятельности
художественными материалами,
знакомство с техникой «принт».
66- Там ступа с Бабою
Рисование по мокрому Экспериментирование с акварельными
67 Ягой идет-бредёт сама
листу
красками, трансформация образа Бабы
собой
Яги в ступе (выглядывает, прячется,
сгорбилась и т.п.)
68Терем-теремок
Лепка сюжетная
Создание инсталляции по сюжету
69
(коллективная
сказки А.С. Пушкина, развитие
композиция)
способности к композиции и
сюжетированию.
70- Тридцать три богатыря Рисование, пейзажная
Знакомство с новой техникой
71
монотопия.
рисования, развитие творческого
воображения.
72 Русалочка в подводном Рисование с элементами
Экспериментирование с различными
царстве
аппликации
техниками на основе аппликативной
детали (хвост).
59
На далёкой,
неизведанной планете
Рисование по замыслу
6. Планируемые результаты
Предметные (общие)
1. Знать основы живописи, изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
2. Развить умения рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы
и т. д.), изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
3. Уметь выполнять работы в различных техниках изобразительного и декоративноприкладного творчества.
4. Уметь создавать художественные работы по представлению, передавая характерные
особенности (форму, строение, цвет), определяя теплые и холодные, темные и светлые
цвета и их оттенки
Личностные
1. Проявлять эмоциональный отклика на художественную красоту окружающего мира, на
события и явления жизни, на красоту искусства своей страны и других народов.
2. Развить способности видеть художественную красоту и многообразие окружающего
мира, выражая свои цветовые впечатления о предметах и явлениях в сочетаниях
существительных с прилагательными (белый снег, синие сумерки, красные тюльпаны,
золотистые листочки и т.п.).
3. Сформировать навыки трудолюбия, аккуратности при выполнении работ.
Метапредметные
1. Применять полученные навыков и использовать свои наблюдения и фантазии при
выполнении творческих работ.
14
2. Уметь адекватно оценивать свои достижения.
3. Сформировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
процессе творческой деятельности.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
7.1 Календарный учебный график 1-й год обучения
Дата
Название раздела, тема занятия Количе Форма Место
Форма
ство заняти проведен
контроля
ия
часов
я
сентябрь
группов педкласс
Наблюдение,
Путешествие с палитрой
1
ая
анализ работ,
«Цветной мир» (вводные занятия)
сентябрь
октябрь
октябрь/
ноябрь
«Цветной мир» (вводные занятия)
1
Путешествие в тапочках
«Мир семьи»
15
Мои домашние питомцы.
В гостях у милой бабушки.
За чаем не скучаем.
Мои любимые домашние растения.
Красивые подсвечники
Узорчатые полотенца
Копилка с монетками
Копилка с монетками
Моя мама самая лучшая.
2
1
2
1
2
2
1
2
2
Путешествие босиком
«Мир детства»
15
Наши любимые игрушки
Посмотри в своё окно
декабрь
Весёлые портреты
Как мы были маленькими
Детки у куреня (кукла в национальной
одежде).
Наша группа
Зимние забавы детей
Новогодние игрушки
Красавица-ёлка
декабрь/
январь
январь
февраль
февраль/
март
группов педкласс
ая
выставка
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
1
2
1
1
2
2
2
2
2
Путешествие в сандалиях
«Жаркие страны»
4
Жираф заболел
Весёлые обезьянка на пальмах
Пёстрые попугаи на дереве
1
1
2
Путешествие в валенках
«Холодные страны»
14
Птичий базар.
Лето в тундре.
Животные зимой.
В гостях в Великом Устюге.
Мороз-художник.
Зимние праздники.
Необычные валенки.
Праздник 8 марта.
2
1
1
2
2
2
2
2
Путешествие в бескозырке
«Мир моря»
6
Морские коньки играют в прятки
2
15
март/
апрель
апрель
апрель
май
Стайка дельфинов
Рыбки играют, рыбки сверкают
2
2
Путешествие в скафандре
«Мир космоса»
6
Летающие тарелки и пришельцы из
космоса
Звёзды и кометы
В далёком космосе
Встреча на Луне.
1
Путешествие на ковре-самолёте
«Мир сказки»
11
Тили-тили-тили бом
Жар-птица
Перо Жар-птицы
Змей Горыныч
Избушка на курьих ножках
Сказочное болото для Царевны Лягушки
Сказки моего народа.
2
2
1
1
2
2
1
Итого:
72
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
1
2
2
7.2 Календарный учебный график 2-й год обучения
Дата
Название раздела, тема занятия
сентябрь
Путешествие с палитрой
«Цветной мир» (вводные занятия)
сентябрь
Количе Форма Место
ство заняти проведен
ия
часов
я
группов педкласс
1
Путешествие с палитрой
1
10
Кто-кто с нами рядом живёт (домашние
питомцы )
Наши бабушки и дедушки.
Мама милая моя.
октябрь
За праздничным столом.
Красивые салфетки для кафе
Красивая посуда для детского кафе
Путешествие босиком
октябрь/
«Мир детства»
ноябрь Что-что с нами рядом растёт (комнатные
растения)
декабрь
Мои друзья-товарищи.
Кто работает в детском саду?
Детская площадка
Путешествие в сандалиях
«Жаркие страны»
декабрь/ Топают по Африке слоны, носороги и
бегемоты.
январь Мишка-коала на эвкалипте в Австралии.
Кенга и крошка Ру
группов педкласс
ая
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
ая
Путешествие в тапочках
2
Форма
контроля
2
2
2
1
1
8
2
2
2
2
6
2
2
2
январь
Путешествие в валенках
«Холодные страны»
12
февраль
Полярное сияние. Белый мишка на
льдине любуется полярным сиянием.
2
16
февраль/
март
март/
апрель
апрель
апрель
май
Катание на оленях, лошадях, собаках,
черепахах
Зимний двор.
Арктическая экспедиция
Снеговики и ёлки.
Ночной город и лес
2
Путешествие в бескозырке
«Мир моря»
12
Плавают по морю киты и кашалоты
Чудесные раковины
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет
Зимние праздники. 23 февраля
Зооморфный
орнамент, Клады Причерноморья
Мамин праздник – 8 марта.
2
2
2
Путешествие в скафандре
«Мир космоса»
6
Покорители космоса – наши космонавты
Звёздное небо.
На далёкой, неизведанной планете
Инопланетяне приземлились.
2
1
1
2
Путешествие в машине времени
«Древний мир»
6
Наскальная живопись
Динозаврики
Папортниковый лес
Динозавры и динозаврики
2
1
1
2
10
Путешествие на ковре-самолёте
«Мир сказки»
Оформление книжки-самоделки
Оттиски и отпечатки
Там ступа с Бабою Ягой идет-бредёт сама
собой
Терем-теремок
Тридцать три богатыря
Русалочка в подводном царстве
Итого:
8. Раздел программы «Воспитание»
2
2
2
2
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
анализ работ,
выставка
2
2
2
2
2
2
2
1
1
72
21
51
Воспитательная работа с коллективом обучающихся объединения
Воспитательные мероприятия направлены на создание условий для формирования
социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
План воспитательной работы
№
Направления
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
п/п воспитательной
проведения
деятельности
1
Общекультурное
«День открытых
сентябрь
Организация
направление
дверей»
презентации
объединения
17
2
Гражданско патриотическое
Работа с
родителями
Новогодний праздник
декабрь
«8 марта»
февраль
«День защиты детей»
День города
июнь
сентябрь
«День народного
единства»
ноябрь
«День защитника
Отечества»
«День Победы»
февраль
Родительские собрания
август
май
Выставка, участие в
оформлении ДОУ
Выставка, участие в
оформлении ДОУ
Игровая программа
Посещение музея
ДОУ (Новороссийск
вчера и сегодня)
Посещение музея
ДОУ (куклы в
народных
костюмах)
Игровая программа
Игровая программа,
выставка работ
беседа показ с
использованием
ИКТ
Отчетное занятие
9. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение занятий.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы и проведения
занятий предусматривается наличие светлого учебного кабинета, соответствующего
требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее
освещение, оборудован рабочими посадочными местами (столы, стулья), стеллажи и полки
для хранения демонстрационного реквизита и фонда детских работ, дидактического
материала (многие декоративные и конструктивные работы выполняются на занятиях в
процессе коллективного творчества).
Необходимое оборудование и материалы:
- Рабочие столы, стулья, по количеству учащихся;
- Материалы, инструменты, приспособления клеенки, кисти, стаканчики для воды,
краски (гуашь, акварель, акриловые), цветная и бархатная бумага, гофрированная бумага,
клей, глина, лепные массы, стеки для лепки;
- Методический материал: журналы, книги, разработки педагога (иллюстрации,
фоторепродукции, плакаты, предметы быта для построения натюрмортов);
Иллюстрации, фоторепродукции, плакаты на тему: «Времена года», «Натюрморт»,
«Портрет», «Декор», «Изобразительное творчество русских и зарубежных художников»;
Видео и аудио-материал,
Создание и накопление методического материала позволит результативно
использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес обучающегося, опыт
руководителя, качество материалов, воспитывать самостоятельность, творческий поиск
вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный
подход в обучении.
Кадровое обеспечение: квалифицированный педагог дополнительного образования,
обладающий опытом работы, имеющий педагогическое образование и специализацию в
18
данной области, знающий педагогику и психологию детей и подростков. А также
владеющий ИКТ.
10. Формы аттестации.
Система оценки планируемых результатов
Предусматриваются
различные
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной образовательной программы:
- открытое занятие;
- мастер-класс;
- творческая мастерская;
- мини-выставки;
- отчетная выставка;
- выставки для родителей;
- мониторинг по отслеживанию результативности усвоения материала,
- отзывы родителей на сайте образовательного учреждения.
Для оценки предметных и метапредметных результатов рекомендуется проводить
входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям. Используются виды
контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение
личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения
уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога
(наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения
качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих
заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Формы оценки знаний и умений учащихся: мини-выставки, отчетная выставка, а
также выставки для родителей, проводится опрос на определение знаний по разделам
программы, а также мониторинг по отслеживанию результативности усвоения материала:
- Тематические выставки изобразительных работ в течение года;
- Итоговая выставка детского прикладного творчества.
Работа с родителями:
Выставка работ, видео-записи с занятий, индивидуальные беседы
11. Оценочные материалы
Для определения результативности
ожидаемых
результатов освоения
дополнительной образовательной программы проводится педагогическая диагностика
освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные
задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.
1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 5 - 6 ЛЕТ)
Рисование
Диагностическое задание: «Фрукты»
Материалы: цветные карандаши, альбомный лист.
Инструкция: ребенку предлагается нарисовать несколько фруктов. Обратить
внимание на пропорции, композицию и цвет.
Критерии оценки
19
ФИ
ребенка
Умеет
располагать
изображение
в центре
листа
(композиция)
Умеет
Использует
Умеет
передавать
цвета и их
передавать
форму
оттенки,
строение
предмета,
соответствующие
предмета
его
нарисованному
(как
строение,
изображению
расположены
характерные
части)
особенности
Рисует
ровные
линии с
умеренным
нажимом
на
карандаш
Итого
Подведение итога:
Низкий уровень – 1.0 – 1.4;
Средний уровень – 1.5 – 2,4;
Высокий уровень – 2,5 – 3.
Низкий уровень: композиция не продумана, носит случайный характер,
пропорциональность передана неверно, цвет передан неверно. Линии рисунка слабые, не
регулирует силу нажима. Цвет предметов передан неверно, есть отступления от реальной
окраски. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Средний уровень: в композиции есть незначительные искажения, Есть
незначительные искажения в передаче формы, пропорции преданы верно. Линии рисунка
слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Цвет передан верно.
Раскрашивает за пределами контура. Требуется незначительная помощь со стороны
взрослого.
Высокий уровень: умеет располагать изображение по центру листа, форма передана
верно, соблюдены пропорции предмета. Линии слитные, регулирует силу нажима,
раскрашивает в пределах контура. Многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение
соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Выполняет задание
самостоятельно, без помощи педагога.
Лепка
Диагностическое задание: «Зоопарк для кукол»
Материалы: глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка)
Инструкция: ребенку предлагается вылепить животное по желанию. Обратить
внимание на пропорции, характерные особенности, передачу динамики объекта.
Критерии оценки
Умеет лепить
ФИ
ребенка из глины,
пластилина и
пластической
массы с натуры
и по
представлению
знакомые
предметы и
передавать их
характерные
особенности
Умеет лепить
фигуры
человека и
животных в
движении
Умеет лепить
мелкие детали;
пользуясь стекой,
наносить рисунок
Умеет
обмакивать
пальцы в воду,
чтобы сгладить
неровности
вылепленного
изображения
ИТОГО:
Критерии оценки:
1 –не сформировано;
2 –сформировано частично (с помощью педагога);
3 –сформирован.
20
Подведение итога:
Низкий уровень – 1.0 – 1.4;
Средний уровень – 1.5 – 2,4;
Высокий уровень – 2,5 – 3.
Низкий уровень: лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке
принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в
соединении частей в единый образ. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.
Средний уровень: целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого,
технические навыки недостаточно сформированы: оттягивание деталей из целого куска,
соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает
предметы устойчивыми, умеет лепить мелкие детали, пользуясь стекой, наносит рисунок;
знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции с помощью взрослого.
Высокий уровень: целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого и
самостоятельно; использует знакомые технические умения: оттягивание деталей из целого
куска, соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает
предметы устойчивыми, пропорциональными. Умеет лепить мелкие детали; пользуясь
стекой, наносит рисунок, обозначает глаза, складки на одежде, шерсть животного и т.п.
Аппликация/ Прикладное творчество
Диагностическое задание: «Загадки»
Материалы: наборы цветной бумаги, клей, кисть для клея, ножницы, картон белого
цвета для наклеивания (А4)
Инструкция: создать изображение, используя только геометрические фигуры.
Критерии оценки
Умеет создавать
ФИ
ребенка изображения (разрезать
бумагу на короткие и
длинные полоски;
вырезать круги из
квадратов, овалы из
прямоугольников),
создавать из этих фигур
изображения разных
предметов
Умеет вырезать
одинаковые
фигуры или их
детали из
бумаги,
сложенной
гармошкой.
Знаком с
приемом
обрывания
Умеет
создавать из
бумаги
объемные
фигуры: делить
квадратный
лист на
несколько
равных частей
ИТОГО:
Критерии оценки:
1 –не сформировано;
2 –сформировано частично (с помощью педагога);
3 –сформирован.
Подведение итога:
Низкий уровень – 1.0 – 1.4;
Средний уровень – 1.5 – 2,4;
Высокий уровень – 2,5 – 3.
Низкий уровень: умеет создавать изображения с помощью взрослого, не умеет
вырезать симметричные, многослойные изображения. Затрудняется в преобразовании
геометрических фигур.
Средний уровень: умеет создавать изображения, часто прибегая к помощи взрослого.
Владеет техникой симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезания.
Хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.
21
Высокий уровень: умеет создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и
длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2 и 4 треугольника,
прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создает из этих фигур
изображения разных предметов или декоративные композиции, свободно владеет
ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ)
Рисование
Диагностическое задание: «Пейзаж»
Материалы: восковые карандаши, акварельные краски, кисти, акварельная бумага.
Инструкция: ребенку предлагается пейзаж по памяти. Обратить внимание композицию и
цвет, выбор материалов для рисования.
Критерии оценки
ФИ
ребенка
Умеет
располагать
изображение
в центре
листа
(композиция)
Умеет
Использует
Умеет
передавать
цвета и их
дополнять
форму
оттенки,
изображение,
предмета,
соответствующие использует
его
нарисованному
различные
строение,
изображению
материалы
характерные
для
особенности
рисования
Рисует
ровные
линии с
умеренным
нажимом
на
карандаш
Итого
Низкий уровень: композиция не продумана, носит случайный характер,
пропорциональность передана неверно, цвет передан неверно. Линии рисунка слабые, не
регулирует силу нажима. Цвет предметов передан неверно, есть отступления от реальной
окраски. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Средний уровень: в композиции есть незначительные искажения, Есть
незначительные искажения в передаче формы, пропорции преданы верно. Линии рисунка
слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Цвет передан верно.
Раскрашивает за пределами контура. Умеет дополнять рисунок по образцу педагога.
Требуется незначительная помощь со стороны взрослого.
Высокий уровень: умеет располагать изображение по центру листа, форма передана
верно, соблюдены пропорции предмета. Линии слитные, регулирует силу нажима,
раскрашивает в пределах контура. Многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение
соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Выполняет задание
самостоятельно, без помощи педагога. Умеет дополнять рисунок, используя различные
материалы для рисования.
Лепка
Диагностическое задание: «Персонаж любимой сказки»
Критерии оценки
Умеет
передавать
ФИ
основной
ребенка форму
части
и
других
частей,
их
пропорции,
позу,
характерные
особенности
Умеет
создавать
скульптурные
группы из двух –
трех фигур
Использует
разные способы
лепки; умеет из
глины
расписывать
пластину
ИТОГО:
22
изображаемых
объектов
Критерии оценки:
1 –не сформировано;
2 –сформировано частично (с помощью педагога);
3 –сформирован.
Подведение итога:
Низкий уровень – 1.0 – 1.4;
Средний уровень – 1.5 – 2,4;
Высокий уровень – 2,5 – 3.
Низкий: лепит различные предметы, часто прибегая к помощи взрослого,
технические навыки недостаточно сформированы. Не может передать характерные
особенности предмета, движение, позу, не соблюдает пропорции. Затрудняется в создании
скульптурных групп.
Средний: лепит различные предметы, прибегая к помощи взрослого, передает их
форму, пропорцию, характерные особенности, движение; для создания образов использует
разнообразные приемы (налеп, углубленный рельеф, создает узоры стекой); передает
форму предмета, пропорции, позу, характерные особенности движения человека и
животных, создает выразительные образы. Затрудняется в создании скульптурных групп.
Высокий: свободно лепит различные предметы, передавая их форму, пропорцию,
характерные особенности, движение; для создания образов использует разнообразные
приемы (налеп, углубленный рельеф, создает узоры стекой); передает форму предмета,
пропорции, позу, характерные особенности движения человека и животных, создает
выразительные образы. Умеет создавать скульптурные группы (2-3 фигуры).
Диагностическое задание: Аппликация с натуры «Цветы в вазе»
Материалы: альбомные листы, тонированные светло-желтой или светло-
зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей
Инструкция: рассмотреть натуру, рассмотреть строение цветка. Выполнить
аппликацию, передавая характерные особенности натуры
Критерии оценки
ФИ
ребенка
Умеет составлять
узоры
и
декоративные
композиции;
изображать птиц,
животных
по
замыслу и по
мотивам
народного
искусства
Знает приемы
вырезания
предметов из
бумаги,
сложенной
вдвое и более
частей
Применяет
разные способы
вырезания,
обрывания
бумаги,
наклеивания
изображений.
Знает мозаичный
способ
изображения
Создает
объемные
игрушки в
технике
оригами
ИТОГО:
Критерии оценки:
23
1 –не сформировано;
2 –сформировано частично (с помощью педагога);
3 –сформирован.
Подведение итога:
Низкий уровень – 1.0 – 1.4;
Средний уровень – 1.5 – 2,4;
Высокий уровень – 2,5 – 3.
Низкий уровень: умеет создавать изображения с помощью взрослого. Затрудняется в
преобразовании геометрических фигур, создании изображений с натуры и по
представлению. Неаккуратность в наклеивании аппликации.
Средний уровень: умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и
по представлению, иногда прибегая к помощи взрослого. Умеет составлять узоры и
декоративные композиции из геометрических и растительных элементов. Затрудняется
использовать различные приемы вырезания, обрывания бумаги. Владеет ножницами, не
всегда аккуратно наклеивает части аппликации.
Высокий уровень: умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и
по представлению. Умеет составлять узоры и декоративные композиции из геометрических
и растительных элементов. Использует различные приемы вырезания, обрывания бумаги.
Свободно владеет ножницами, умеет аккуратно наклеивать все части аппликации.
12. Методическое обеспечение программы
Отличительной чертой
модифицированной программы является то, что
практикуются темы по овладению нетрадиционными видами изодеятельности.
Воспитанники 1 года обучения знакомятся с такими техниками, как рисование восковыми
мелками + акварель; рисование свечой + акварель; отпечаток листьев; рисование мыльными
пузырями; кляксография; пластилинография; монотопия.
Воспитанники 2-го года обучения знакомятся с такими техниками, как монотопия
пейзажная; граттаж; скатывание бумаги; набрызг; ниткография, рисование по мокрому
листу.
Структура проведения занятий
1. Дружественное приветствие.
2. Гимнастика для пальцев и кистей рук. 3.
Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная
заинтересованность).
4. Планирование работы (выбор средств, способов деятельности, порядка действий).
5. Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6. Практическая работа (реализация решений).
7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
8. Уборка рабочего места.
Методика органически связана с той целью, которая стоит перед данным творческим
коллективом.
Методы обучения - словесный, наглядный практический; игровой, методы воспитания
(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Обязательным условием обучения является постоянная смена художественных материалов и
техник
В процессе реализации программы используются следующие технологии обучения и
воспитания:
- технология коллективного взаимообучения, позволяет развивать у детей
коллективизм, коммуникабельность и самостоятельность;
- технология разноуровневого обучения, позволяет определить время обучения,
соответствующее личным способностям и возможностям каждого ребенка;
- технология игрового обучения предполагает использование разнообразных игр с
прилагаемым учебно-дидактическим материалом для обучения и воспитания детей;
24
- информационные технологии – предусматривающие использование специальных
технических средств в образовательно-воспитательном процессе (аудиоаппаратура,
видеоаппаратура), а также использование компьютерных технологий;
- здоровьесберегающие технологии обеспечивают каждому ребенку возможность
сохранения здоровья за период обучения, формирующие у него необходимые знания,
умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий используются
разнообразные средства двигательной направленности: физкультминутки, подвижные
перемены, пальчиковая гимнастика; проветривание и влажная 15 уборка помещений,
обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни
Формы организации учебного занятия - игра, занятие, творческая мастерская, как основная
форма
Программно – методическое обеспечение
1. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: Издательский
дом «Цветной мир», 2014.
2. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках,
валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени». Конспекты занятий в
ИЗОстудии. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
Список литературы
1. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ»,
2001 г.
2. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики». М.:Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001
г.
3. Лыкова И.А.// Альбом «Пестрые крылышки». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ»,
2001 г.
4. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом». Учебно-наглядное пособие. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г
5. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно-наглядное пособие. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
6. Курочкина Н.А.// «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно-наглядное пособие.
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
25