Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск
Принята на заседании
педагогического совета
от « 30» июня 2024 г.
Протокол № 5
Утверждено
приказом заведующего МАДОУ
детский сад № 51 Е.В.Кругловой
от 31.07.2024 г №83-од
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Росинка»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 2 год:88 часов.
Возрастная категория: от 5 до 7 лет
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе: ______
Составитель: Диденко Т.Б.
воспитатель МАДОУ детский сад № 51
г.Новороссийск, 2024г
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1.
Направленность
2.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3.
Формы обучения
2.4.
Режим занятий
2.5.
Особенности организации образовательного процесса
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание»
9.
Условия реализации программы
10.
Формы аттестации.
11.
Оценочные материалы.
12.
Методические материалы.
Список литературы.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.Пояснительная записка
Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с
детства. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе, а является условием
целенаправленного успешного воспитательного воздействия на личность ребенка.
Воспитание патриотизма тесно связано с конкретными представлениями: мой дом, моя
семья, мой дедушка, бабушка, прадедушка, детский сад, мои друзья, мой город, страна,
планета, окружающая природа. И ребенок проживает свою жизнь, опираясь на опыт людей,
находящихся рядом с ним. В совместную проектную деятельность заложены возможности
для развития дошкольников, их патриотического воспитания, что позволяет ребенку в
процессе тематических прогулок, экскурсий, походов, экспедиций, тематических занятий
изучать свою страну, начиная с «малой родины», патриотические, боевые, трудовые,
духовно-нравственные традиции народа. При этом процесс познания происходит в
предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает
окружающий мир. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Возможности воспитания к изучению истории своей «малой родины» не реализуются сами
по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность. Детей
дошкольного возраста чаще называют «почемучками». У них велика потребность
открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы
откликнуться на все окружающее, новое в жизни. Учет возрастных особенностей
дошкольников важен при отборе содержания форм и методов. Условия реализации –
естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая родина», социальная и
природная среда района, отдельные страницы истории и культуры родного города. При
этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деталях.
Программа «Росинка» отвечает требованиям направления национальной политики в
сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях
модернизации образования
2.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы – дополнительная
общеразвивающая программа «Росинка» туристско-краеведческой направленности,
ориентирована на постижение обучающимся природных и культурных особенностей среды
проживания (региона, страны), познание истории нашей Родины, судеб соотечественников,
семейных родословных средствами экскурсий (в том числе к мемориалам города),
краеведения, посещения музеев (в том числе виртуальных). Ее цель и задачи направлены
на повышение социальной активности, военно-патриотическое и гражданскопатриотическое воспитание.
Дополнительная общеразвивающая программа «Росинка» составлена в соответствии с
общей концепцией воспитания, на основе нормативных документов, с учетом современных
методик и форм обучения:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей
развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и
развития талантов;
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана
мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Приказ Минпросвещения от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября
2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г. N
66403);
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
9. Постановление Главного санитарного врача от 28.01.2021 №2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»» (гл. VI);
в соответствии с:
- письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015г №09-3242 «О
направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- письмом Министерства образования и науки Краснодарского края «О рекомендациях по
составлению рабочих программ, учебных предметов, курсов и календарно-тематического
планирования» от 17.07.2015г № 47-10474/15-14;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий от 20 марта 2020г. Министерство просвещения РФ;
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 51 «Тополек» муниципального образования город Новороссийск;
Лицензии МАДОУ детский сад № 51 на образовательную деятельность и с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях туристскокраеведческой направленности и спецификой работы учреждения.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. Специфика программы состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный
характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через
образовательную деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное
представление об исторических, географических, культурологических особенностях
Краснодарского края и Российской Федерации в целом. В подборе содержания
краеведческого образования применительно к дошкольному возрасту, в создании системы
формирования краеведческой культуры у дошкольников.
Подобранный материал и методы программы позволят учиться, играя, занятия
адаптированы для детей 5-7 лет.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования
патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося
информационного пространства, также в настоящее время наблюдается повышенный
интерес к изучению родного края. В реалиях современного времени актуально приобщение
несовершеннолетних к народной культуре, являющейся важной частью нравственного
воспитания, поскольку развитие личности полностью возможно только через включение их
в культуру собственного народа В реалиях современного времени актуально приобщение
дошкольников к народной культуре, являющейся важной частью нравственного
воспитания, поскольку развитие личности полностью возможно только через включение
их в культуру собственного народа.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует развитию у воспитанников
знаний по краеведению, истории и культурному наследию города Новороссийска, знакомит
с укладом жизни народов, их промыслами, традициями и обрядами, изучает судьбы
выдающихся земляков, героев Великой Отечественной войны, вооружает навыками юного
туриста. Интегративность программы предполагает включение содержания программы во
все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую и комплексно
способствует патриотическому воспитанию, направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Предусматривает
формирование и развитие социально значимых ценностей и гражданственности.
Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических,
социальных, культурных особенностей региона.
Отличительные особенности программы состоит в её практической значимости,
вовлечении детей в поисковую, исследовательскую деятельность, акцентирование
внимание на краеведческих знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей
дошкольников, для облегчения подачи материала и появления элементов увлекательности в
процессе обучения используются ИКТ-технологии, проектная деятельность, экскурсии и
современные педагогические технологии (дети-волонтеры, социальные акции, проекты).
Характерной особенностью является повторное обращение в разных циклах к одним и тем
же объектам. – таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои
краеведческие знания, умения, навыки. Программа позволяет через дополнительное
образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на
познавательную его деятельность.
Адресат программы. Принимаются все желающие разной степени подготовленности в
возрасте от 5 до 7 лет. Основанием приема детей служит заявление от родителей и желание
ребенка. В процессе обучения в объединение могут быть зачислены обучающиеся, не
занимающиеся в группе в течение учебного года. Условия приема детей: запись на
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу осуществляется
через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей
Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/ и заявления от родителей в очной форме.
Уровень программы Курс программы является стартовым. Программа рассчитана на два
года обучения.
Ознакомительный курс, направлен на развитие у обучающихся
первоначальных навыков и умений по образовательной робототехнике, развитие навыков
решения логических и алгоритмических задач, конструктивного мышления средствами
робототехники и формирование мотивации к занятиям по программированию.
2.3. Формы обучения – очная (с дифференцированным подходом).
2.4. Режим занятий - Программа рассчитана на два года обучения. Группы могут
формироваться по возрастному или разновозрастному принципу 5-6 лет, 6-7 лет.
Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные
формы работы с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность учебного часа для разновозрастных групп 25-30 мин, программа
рассчитана на 2 года обучения – 72 часа.
Количество учащихся в одновозрастных группах от 10 до 15 человек.
Формы занятий:
- подгрупповые занятия, игровая
- деятельность; самостоятельная творческая (практическая) деятельность;
- совместная деятельность с педагогом: экскурсии, деятельность в музее ДОУ, посещение
музеев города;
- исследовательская деятельность: работа с картой, с экспонатами музея
- контрольные (открытые) и итоговые занятия (согласно данной программе).
2.5. Особенности организации образовательного процесса
Группа формируется из учащихся одного, или разных возрастов с постоянным, или
переменным составом. Занятия проводятся всем составом или малыми группами, в
соответствии с особенностями организации учебно-образовательного процесса и техникой
безопасности. Особенности организации образовательного процесса в том, что методика
обучения предполагает вариативность и доступность восприятия теоретического
материала, которая достигается за счет наглядности с практическими исследовательскими,
продуктивными занятиями, играми и экскурсиями, которые дают большие возможности
для творчества. Занятия реализуются в следующих формах:
беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие,
мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей,
тематические задания, конкурсы, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ и
интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю,
экскурсии, защита творческой работы, экскурсии по родному краю.
Программа реализуется на русском языке.
3. Цель и задачи программы
Цели и задачи программы.
Цель: Расширение у дошкольников представлений о своем городе, своей стране,
эмоционально-ценностного отношения к культуре, истории, богатству природы, и ее
жителям.
Предметные:
- обогатить знания дошкольников о родном городе, регионе, стране (история, символика,
достопримечательности), познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
-познакомить с историей заселения родного края;
-познакомить
с
этническим
составом,
бытом,
традициями,
обычаями,
народными праздниками;
- познакомить с регионами (субъектами) нашей страны, народах, в них проживающих и
культуре, которую они представляют, особенностях природы, климата, рельефа, основных
достопримечательностях, знаменитых людях, музыке, языках.
- познакомить с природой родного края;
Личностные:
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, края;
- развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое
начало;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание
необходимости ее защиты;
-способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного
возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать
и приобретать знания о родном крае.
- воспитать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство гордости за свой край, родной город посредством материалов по
краеведению.
Метапредметные:
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитание трудолюбия;
- воспитание стремления к двигательной активности;
- воспитание ответственности, упорства, силы воли, моральных и волевых качеств;
- формирование умения добиваться поставленной цели и доходить до результата.
- воспитание коллективизма.
- формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
процессе деятельности патриотической направленности
Программа реализуется на русском языке.
4. Учебный план
1-й год обучения
Количество часов
Название разделов, блоков
Всего
Теория. Практика
Формы
аттестации / контроля
1
2
4
1
1
2
1
2
Беседа
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
4
Вводное занятие
«Вместе дружная семья»
«Город-герой, в котором я
живу».
Мой край любимый
2
1
1
Наблюдение, опрос
5
Россия – родина моя
35
20
15
Наблюдение, опрос
1
0
1
Викторина
45
25
20
1
2
3
15 Итоговое занятие.
Итого:
2-й год обучения
Количество часов
Название разделов, блоков
Всего
Теория. Практика
Формы
аттестации / контроля
1
2
4
1
1
2
1
2
Беседа
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
4
Вводное занятие
«Вместе дружная семья»
«Город-герой, в котором я
живу».
Мой край любимый
2
1
1
Наблюдение, опрос
5
Россия – родина моя
33
17
16
Наблюдение, опрос
1
0
1
Викторина
43
22
21
1
2
3
15 Итоговое занятие.
Итого:
5. Содержание программы
Содержание учебно-тематического плана 1-й год обучения
1. Вводное занятие.(1ч)
Теория: знакомство с картой, выявление актуальных знаний, понятийного аппарата,
интересов обучающихся; постановка целей и задач на учебный год в объединении
Практика: 2. «Вместе дружная семья» (2ч)
Теория: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам.
Закреплять представления о родственных отношениях. Воспитывать уважительное
отношение к старшим; развивать познавательный интерес. Составление рассказов о семье;
формировать элементарное представления о том, что такое род и родословная. Создание
генеалогического древа вместе с родителями
Практика: Создание генеалогического дерева, продуктивная деятельность
3. «Город-герой, в котором я живу» (4ч)
Теория: Познакомить с историей города-героя, его прошлом и настоящем,
достопримечательностями, богатствами. Формировать представление о профессиях людей
в городе-порте, в сельском хозяйстве. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых,
желание выбрать профессию и стремление учиться. Рассказать о знаменитых людях в
городе (отцы-основатели, малоземельцы, герои ВОВ).
Практика: Экскурсии к мемориалам и памятникам, достопримечательностям города (при
участии родителей), посещение музеев пожарной части, ДОУ, работа с рекой времени,
продуктивная деятельность. Составление рассказов на данную тему.
4. «Мой край любимый» (2ч)
Теория: Познакомить с историческим прошлым Кубани, символами региона (герб, гимн,
флаг). Познакомить населением Кубани - казаками их занятием служение Отечеству,
земледелием. Расширить представления детей о первом поселении казаков на Кубани Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края. Познакомить
детей с особым характером рельефа Кубани (равнины и горы), климатом, растительным и
животным миром, полезными ископаемыми, заповедником Утриш. Знакомство с
водоемами протекающие в районе, с их обитателями.
Практика: Просмотр презентации, мультфильма, работа с картой, деятельность с музеем в
чемодане «Народные игры Кубани», «Посиделки в казачьей хате».
5. «Россия – родина моя» (35ч)
Теория: познакомить с государственной символикой России и субъектов в ее составе,
главными городами: Республики Адыгея, Калмыкия; Крым, Краснодарский край;
Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, г. Севастополь, ДНР, Запорожская
область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Костромская
область, Курская область, Московская область, Орловская область, Рязанская область,
Смоленская область, Тамбовская область, Свердловская область, Челябинская область,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Дагестан, Республика
Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.
Правила поведения при звучании гимна РФ. Познакомить с народным костюмом, бытом и
традициями народов России, рассказать о многонациональном составе населения России.
Познакомить с основными полезными ископаемыми, климатическими особенностями,
животным и растительном мире, природными памятниками и самыми известными
достопримечательностями субъектов в составе России.
Практика: Просмотр презентации, мультфильма, работа с картой, чтение сказки, игра
подвижная, продуктивная деятельность, слушание
приветственной фразы.
6. Итоговое занятие.(1)
Теория: Практика: Игра-викторина «Знатоки-патриоты»
музыки,
песни,
разучивание
Содержание учебно-тематического плана, 2-й год обучения
1. Вводное занятие.(1ч)
Теория: знакомство с картой, выявление актуальных знаний, понятийного аппарата,
интересов обучающихся; постановка целей и задач на учебный год в объединении
Практика: 2. «Вместе дружная семья» (2ч)
Теория: Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам.
Закреплять представления о родственных отношениях. Воспитывать уважительное
отношение к старшим; развивать познавательный интерес. Составление рассказов о семье.
Закреплять представление о родственных отношениях; формировать элементарное
представления о том, что такое род и родословная. Создание для книжки-малышки
символики своей семьи вместе с родителями
Практика: Создание «Книжка малышка моей семьи» и ее презентация
3. «Город-герой, в котором я живу» (4ч)
Теория: расширять представления об истории города-героя, его прошлом и настоящем,
достопримечательностях, богатствах. Формировать представление о профессиях людей в
городе-порте. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать
профессию и стремление учиться. Рассказать о знаменитых людях в городе (отцыоснователи, малоземельцы, герои ВОВ).
Практика: Экскурсии к мемориалам и памятникам, достопримечательностям города (при
участии родителей), посещение музеев школы, пожарной части, ДОУ, работа с рекой
времени, продуктивная деятельность. Составление рассказов на данную тему.
4. «Мой край любимый» (2ч)
Теория: Познакомить с историческим прошлым Кубани, символами региона (герб, гимн,
флаг). Познакомить с основными населением Кубани до переселения казаков - адыгами,
греки, армяне, славяне (казаки) их занятием земледелием и скотоводством, виноградарство,
торговля. Расширить представления детей о первом поселении казаков на Кубани Екатерининском, которому суждено было стать столицей казачьего края. Поговорить о
рельефа Кубани (равнины и горы), климате, растительном и животном мире, на примере
заповедника Утриш (Азбука Утриша). Знакомство с водоемами протекающие в районе, с их
обитателями. Рассказать о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые,
соль, песок, известь. Познакомить с целебными источниками, курортами Краснодарского
края, рассказать об их значении в укреплении здоровья людей.
Практика: Просмотр презентации, мультфильма, работа с картой, деятельность с музеем в
чемодане «Народы Кубани и их ремесла»
5. «Россия – родина моя» (33)
Теория: познакомить с государственной символикой России и субъектов в ее составе,
главными городами: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область,
Вологодская область, Калининградская область, Мурманская область, Новгородская
область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий
автономный округ, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика
Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская
Республика – Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область,
Самарская область, Саратовская, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия),
Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская
область, Чукотский автономный округ. Правила поведения при звучании гимна РФ.
Познакомить с народным костюмом, бытом и традициями народов России, рассказать о
многонациональном составе населения России. Познакомить с основными полезными
ископаемыми, климатическими особенностями, животным и растительном мире,
природными памятниками и самыми известными достопримечательностями субъектов в
составе России.
Практика: Просмотр презентации, мультфильма, работа с картой, чтение сказки, игра
подвижная, продуктивная деятельность, слушание музыки, песни, разучивание
приветственной фразы.
6. Итоговое занятие.(1)
Теория: Практика: Игра-викторина «Знатоки-патриоты»
6. Планируемые результаты
Предметные:
- ребенок владеет знаниями о родном городе, регионе (история, символика,
достопримечательности),
- имеет представления о именах тех, кто основал и прославил город;
- ребенок проявляет интерес к изучению родного края – малой Родины, страны имеет
представления о истории заселения родного края с этническим составом, бытом,
традициями, обычаями, народными праздниками
- ребенок имеет представления о регионах (субъектах) нашей страны, народах, в них
проживающих и культуре, которую они представляют, особенностях природы, климата,
рельефа, основных достопримечательностях, знаменитых людях, музыке, языках.
- ребенок обладает установкой положительного отношения и чувства гордости к семье,
городу, краю, стране.
Личностные:
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок проявляет познавательную и творческую активность, желание в дальнейшем
самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
- проявляет бережное, ответственное отношение к природе;
- ребенок проявляет чувство гордости за свой край, родной город в процессе деятельности
патриотической направленности;
Метапредметные:
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и творческой деятельности, в строительной игре и конструировании;
- ребенок обладает навыками общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
стремиться устанавливать и поддерживать добрые отношения со всеми;
- ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием
малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев и другие культурные
практики;
- ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых
событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков,
стремится выразить позитивное отношение к окружающему;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности:
рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
7.1. Календарный учебный график, 1 год обучения
Дата
Название раздела, тема занятия
сентябрь
Вводное занятие
сентябрь
«Вместе дружная семья»
Моя семья. Близкие родственники
Создание генеалогического древа.
сентябрь «Город-герой, в котором я живу».
/
Мой город-герой Новороссийск
октябрь
Экскурсия на аллею героев
Новороссийск город-порт
Мой город у Черного моря
ноябрь
ноябрь
Мой край любимый
декабрь
На Кубани мы живём
Природа Кубани
декабрь
май
Количе Форма Место
ство заняти проведен
ия
часов
я
группов педкласс
1
2
1
1
4
1
1
1
1
Россия – родина моя
2
1
1
35
Россия – родина моя
Республики Адыгея,
Калмыкия;
Крым,
г. Севастополь,
Краснодарский край;
Астраханская,
Волгоградская,
Ростовская области,
ДНР,
Запорожская область,
Владимирская область,
Воронежская область,
Ивановская область,
Костромская область,
Курская область,
Московская область,
Орловская область,
Рязанская область,
Смоленская область,
Тамбовская область,
Свердловская область,
Челябинская область,
ХМАО – Югра,
Республика Дагестан,
Республика Ингушетия,
2
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ая
группов педкласс
ая
Форма
контроля
Беседа
Наблюдение,
выставка работ
группов
Наблюдение,
ая
музей ДОУ выставка работ
экскурсия
педкласс
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
группов педкласс
ая
Наблюдение,
выставка работ
февраль/
март
март/
апрель
Кабардино-Балкарская Республика,
Карачаево-Черкесская Республика,
Северная Осетия – Алания,
Чеченская Республика,
Ставропольский край.
1
1
1
1
1
Итоговое занятие.
Игра-викторина «Знатоки родного
края»
1
Итого:
45
группов педкласс
ая
Наблюдение,
анализ ответов
7.1. Календарный учебный график, 2 год обучения
Дата
Название раздела, тема занятия
сентябрь
Вводное занятие
сентябрь
«Вместе дружная семья»
Моя семья. Профессии и увлечения
Создание книжки-малышки.
сентябрь «Город-герой, в котором я живу».
/
Мой город-герой Новороссийск
октябрь
Памятники моего города
Новороссийск трудовой
Мой город у Черного моря
ноябрь
История пожарной охраны
ноябрь
Мой край любимый
декабрь
Кубань- казачий край
Кубань-многонациональный край
декабрь
май
Количе Форма Место
ство заняти проведен
ия
часов
я
группов
педкласс
1
2
1
1
6
1
2
1
1
1
Россия – родина моя
2
1
1
31
Россия – родина моя
Республика Карелия,
Республика Коми,
Архангельская область,
Вологодская область,
Калининградская область,
Мурманская область,
Новгородская область,
Псковская область,
Санкт-Петербург,
Ненецкий автономный округ,
Республика Башкортостан,
Республика Марий Эл,
Республика Мордовия,
Республика Татарстан,
Удмуртская Республика,
Чувашия,
Пермский край,
Кировская область,
Нижегородская область,
Самарская область,
Саратовская,
Республика Бурятия,
Республика Саха (Якутия),
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ая
группов педкласс
ая
Форма
контроля
Беседа
Наблюдение,
выставка работ
группов
Наблюдение,
ая
музей ДОУ выставка работ
экскурсия
педкласс
музей ПЧ
группов
Наблюдение,
ая
музей ДОУ выставка работ
педкласс
группов педкласс
Наблюдение,
ая
выставка работ
май
Камчатский край,
Приморский край,
Хабаровский край,
Амурская область,
Сахалинская область,
Чукотский автономный округ
1
1
1
1
1
1
Итоговое занятие.
Игра-викторина «Знатоки родного
края»
Итого:
1
группов педкласс
ая
Наблюдение,
анализ ответов
43
8. Раздел программы «Воспитание»
Воспитательная работа с коллективом обучающихся объединения
Воспитательные мероприятия направлены на создание условий для формирования
социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности,
способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и
физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
План воспитательной работы
№
Направления
Название мероприятия
Сроки
Форма проведения
п/п воспитательной
проведения
деятельности
1
Общекультурное
«День открытых
сентябрь
Организация
направление
дверей»
презентации
объединения
Новогодний праздник
декабрь
Игровая программа
«День науки»
февраль
Участие в
конференции
День Пожарной охраны
апрель
Посещение музея
ПЧ
«День защиты детей»
июнь
Игровая программа
2
Гражданско День города
сентябрь
Участие в игровой
патриотическое
программе, квест
«День народного
ноябрь
Участие в игровой
единства»
программе, квест
«Бескозырка»
февраль
Участие в акции
«День защитника
февраль
Игровая программа,
Отечества»
соревнования
«День Победы»
май
Игровая программа,
соревнования
Работа с
Родительские собрания
август
беседа показ с
родителями
использованием
ИКТ
Отчетное занятие
9. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение занятий.
Для реализации общеобразовательной программы необходимы: кабинет, соответствующий
санитарным нормам СанПин., столы (не менее 2 для работы по подгруппам), стулья по
количеству детей
Помещения: Кабинет дополнительного образования, комната Юного Орлёнка, музей
«Моя родина Новороссийск».
Материалы и оборудование:
Музейные экспонаты, собранные по коллекциям:
Атрибуты старинных предметов быта,
Предметы одежды и быта казаков
Куклы в национальных костюмах
Макет города-героя Новороссийска
Предметы времен ВОВ (элементы быта бойцов, оружия)
ИК-доска, аудио-магнитофон,
Ноутбук, видео проектор, экран,
магнитная доска.
Научно-методическое обеспечение: специальная литература;
ЭОР: презентации по всем изучаемым субъектам РФ, видео (мультфильмы об истории и
основных достопримечательностях-режим доступа) и аудио-материал
Диски: Мы помним, мы гордимся. Малая земля (о защитниках Новороссийска)
Методический материал: Альбом «Малая земля. Новороссийский десант» Изд.
«Изобразительное искусство»
Демонстрационный материал для занятия в детском саду и дома :
«Славянская семья: родство и занятия», «Защитники Отечества», «Одежда Кубанских
казаков»
Раздаточный материал: комплекты картинок по темам для каждого ребёнка, предметы по
темам; карточки для выполнения заданий.
Художественные материалы и канцелярские принадлежности для занятий:
- цветная и белая бумага А4 ;
- двухсторонняя цветная бумага А4;
- цветной картон;
- линейки, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея,
- цветные карандаши.
Кадровое обеспечение: квалифицированный педагог дополнительного образования,
обладающий опытом работы, имеющий педагогическое образование и специализацию в
данной области, знающий педагогику и психологию детей и подростков. А также
владеющий ИКТ.
10. Формы аттестации.
Система оценки планируемых результатов
Предусматриваются
различные
формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной образовательной программы:
- открытое занятие;
- викторина
- мониторинг по отслеживанию результативности усвоения материала,
- отзывы родителей на сайте образовательного учреждения.
Для оценки предметных и метапредметных результатов рекомендуется проводить
входной, промежуточный и итоговый контроль по критериям. Используются виды
контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение
личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный опрос).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения
уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога
(наблюдение, устный опрос).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения
качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих
заданий, а также презентация исследовательских работ-проектов обучающихся.
Формы оценки знаний и умений учащихся: проводится опрос на определение знаний
по разделам программы, а также мониторинг по отслеживанию результативности усвоения
материала в виде игры-викторины
Работа с родителями:
Работа с родителями
• Родительские собрания - организационное собрание и собрания в течение года;
• Совместные мероприятия «родитель – учащийся - педагог»;
• Консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей в объединении;
• Видео-записи с занятий, фотоотчет.
11. Оценочные материалы
Способы фиксации учебных результатов программы:
К фиксации результатов привлекаются обучающиеся. В таблице достижений стикерами
(сообразны проходимой теме) отмечают свои успехи. Педагог так же ставит стикеры детям
в качестве поощрения за отличную работу.
Этот инструмент нацелен на мониторинг достижений всей группы детей. Результаты
таблицы педагог в дальнейшем использует для коррекции своей работы, содержания,
методов и форм работы.
Методы выявления результатов воспитания: Дневник педагога.
В дневнике педагог может вести записи своих впечатлений и выводов по итогам отдельно
взятого раздела (темы). Этот инструмент позволяет педагогу фиксировать свои
методические находки и ошибки, анализировать реакцию детей на предложенные темы,
песни, истории и игры. Дневник, таким образом, призван помочь педагогу скорректировать
свою дальнейшую работу и повысить эффективность обучения.
12. Методические материалы
Педагогические технологии - технология игровой деятельности, путешествие по реке
времени, путешествие по карте.
Методы обучения - словесный, наглядный практический; игровой, методы воспитания
(убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации учебного занятия - экскурсия, викторина, акция, беседа, посиделки,
встреча с интересными людьми, презентация проекта, занятие, как основная форма
Основные формы и методы:
1. Беседа.
Беседа используется как словесный метод.
2.
Экскурсии.
Экскурсия
проводится
в
целях
знакомства
детей
с
достопримечательностями, природой, социальными объектами. Экскурсия помогает
формировать у детей первичное мировоззренческое представление о взаимосвязях,
существующих в природе, материалистическое миропонимание. Во время экскурсии
ребенок может в естественной обстановке наблюдать за объектами природы,
социальными и культурными достопримечательностями.
3. Праздники. Организация календарных праздников, развлечений, посиделок, позволяет
знакомить детей с традициями и культурой народа.
4. Наблюдение используется для накопления знаний об окружающей действительности.
Оно проводятся на экскурсиях, при посещении музея и т.д Наблюдение может быть
организовано со всем детьми, с подгруппой.
5. Метод проектов.
6. Создание проблемной ситуации.
При знакомстве детей с родным краем интегрируются все виды детской деятельности.
Список литературы
1.
Романычева Н.В., Головач Л.В., Илюхина Ю.В. Региональная
оцовбразовательная программа института развития образования
Краснодарского края «Все про то как мы живем» Краснодар 2018
2.
Пукиш А.Г. «Заповедная азбука». Типография ИП «Коновалов И.С.». 2020 – 71,
цв.ил.
3.
Куликова С.Ю. «Детям о культуре и традициях русского народа. – СПб.: Паритет,
2021. – 96с.: ил.
4.
Ульева Е. Беседы о войне: энциклопедия для малышей/Ростов н/Д: Феникс, 2015г
5.
Печерина Л.А. Памятники природы Кубани: научно-популярные очерки. Краснодар:
Перспективы образования, 2012
6.
Рычков Ю.А. Легенды и были Цемеса
Интернет источники
Жанр
Название
Видеоролик
«Богатство
Краснодарского края»
«Империя казачества»
Мультфильм
ы
Ссылка
https://youtu.be/1uk3ZxVrUzk
https://youtu.be/e_Mzw5rsbY4
«Весенние заклички»
https://youtu.be/juOMsx2MQJs
«Пасха-история,
традиции, обряды»
«Убранство куреня»
https://youtu.be/Jbynuc4CDRU
«Русские напевы »
https://youtu.be/yt1n-FstPII
Мульти-Россия –
Области (1 и 2 части)
https://www.youtube.com/watch?v=JpS7OKARwA
https://www.youtube.com/watch?v=r8IwTeLOo
Vo
https://www.youtube.com/watch?v=Ug3c5qPoL
GA
Мультфильм о
некоторых
достопримечательностях
России
Мы живем в России Достопримечательности
Москвы
Мульти-Россия - Языки
регионов
«Кубанский
мультфильм на
кубанской балочке»
«Казак и солнце»
«Жихарка- казачья
сказка»
https://youtu.be/yt1n-FstPII
https://www.youtube.com/watch?v=J-alKgrx9nQ
https://www.youtube.com/watch?v=7E9_IZ9Boh
U
https://youtu.be/xgV3lwN6iR8
https://youtu.be/yj9dPR0cZKk
https://youtu.be/3_Mc_icIrAs